Другая мода, другая красота.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Среди самых разных спектаклей и выставок, которые вошли в афишу фестиваля «Рукописи не горят», дефиле Александра Петлюры стояло особняком. Все прочее было художественной рефлексией «по мотивам Михаила Булгакова», художники рисовали, режиссеры и актеры выдавали на-гора жизнь человеческого духа в формах самой жизни, а у Петлюры все было самым настоящим. «Мода из комода» – так называлась вечеринка в Клубе на Брестской, куда Петлюра, знаменитый своими «тряпочками», привез ящики с платьями из 20–30-х. «Все – настоящее, все – наше, только платье – из Вены», – комментировал он выходы молоденьких красавиц, лица которых и сами человеческие типы казались выуженными из тех же самых давних лет.
Явились – не запылились! «Помойкой не пахнут», – снова вставлял свое слово Петлюра. Найденные на вещевых развалах, на помойках, собранные в одном московском подвале, теперь они буквально оживали, и под музыку товарища Петлюры, DJ Осадчего, выходили девицы, отставив в сторону руку с длинным мундштуком, чуть-чуть буржуазные, но все же и немного социалистки и члены профсоюза. Кепки, полупрозрачные кружевные платья, клетчатые штаны, подобные тем, в которых рассекал в свое время Иван Бездомный, шляпки и снова – кепки. Сам Петлюра руководил происходящим в рыжем парике, из-под которого торчали его собственные волосы, и в сине-голубом банном халате с большими пуговицами.
В зале – молодежь, для которой «Мастер и Маргарита» – рассказ из того далека, где 30-е прошлого века почти сливаются с временем «Анны Карениной» и «Войны и мира», но также и Жанна Агузарова, и Владик Мамышев-Монро, которые помнят еще уличные дефиле Петлюры с пани Броней в роли главной его супермодели. Монро не мыслит свою жизнь вне сцены и в каждую паузу мгновенно выскакивал на сцену и демонстрировал свои белые бурки с кожаным переплетом и зеленую накидку. Петлюра тем временем стаскивал с актеров-моделей свои меха, не забывая иронизировать над собой: «Я, как старуха-процентщица, трясусь над своими тряпками, сдавайте, сюда-сюда!» И, готовый выпустить на сцену следующую «историю», следующую пару своих костюмных героев, гнал Монро в шею, разумеется, соблюдая при этом необходимый клубный этикет.