Блюдо-лохань 'Пленные турки перед императором Леопольдом I' и настольное украшение 'Воин на коне'. Дар императора Священной Римской империи царю Петру Алексеевичу. Преподнесен в 1684 г.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Подарок – материальная дань уважения, эмблема признательности, символ просьбы, знак благодарности или просто необходимая инвестиция в будущие отношения. В XVI–XVII веках в России посольские подарки были основным инструментом международной дипломатии. Позже, когда начали работать постоянные дипломатические миссии, эти дары, естественно, утратили свою исключительную историческую значимость. Новая выставка из 120 уникальных предметов, открывшаяся на днях в Московском Кремле, представляет собой крупнейшее в мире собрание дипломатических подарков. Временные рамки – от начала внешнеполитической деятельности правительства Михаила Федоровича до визита последнего посетившего Москву посольства, прибывшего к будущему императору Петру I.
Принцип хронологического ограничения пояснила гендиректор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина: «Именно в XVI веке традиция использовать подарки в межгосударственном общении зародилась в России, хотя она уходит корнями в эпоху Древнего Египта, и была хорошо известна в средневековой Европе. В XVII веке из 16 стран, с которыми в этот период контактировала Россия, 11 оставили визитные карточки в ее сокровищнице». Госпожа Гагарина проанонсировала также будущую выставку «Дары вождям», которая откроется осенью в Манеже и продолжит тему. Она представит московским зрителям богатства, преподнесенные некогда иностранными подданными советским вождям от Ленина до Горбачева.
Нынешняя же экспозиция названа «Во утверждение дружбы...» и отвечает на вопросы, что дарили послы иностранных государств русским царям и почему. Впрочем, почему – это как раз понятно: скажем, надо наладить торговлю с Ираном через территорию России, надо женить принца, надо договориться о приемлемых условиях вечного мира – вот и идут в казну диковины. Британцы, например, любили дарить сукно, голландцы – кирасы, намекая на то, что Голландия – европейская оружейная, другие государства предпочитали не сигнальные образцы продукции своих промышленных гигантов, а что-то, что будет радовать глаз, без чего не обойдется царский пир, не пойдет охота. Христианский Восток дарит резные кресты и посохи, Европа – произведения златокузнецов, вазы-рассольники и кубки, рукомойные наборы и конское снаряжение – сбруи, оголови и наперсти, от иранских шахов и турецких султанов охотно принимали золотые ткани, потому как боярам и купечеству на посольских аудиенциях в помещениях царского дворца или в патриарших покоях надлежало быть «в золотах». Привозными были также Золотой трон царя Михаила Федоровича и Алмазный трон его сына. Хотя чаще правительственные посылки представляли собой целый набор предметов роскоши, которые тщательно описывались аккуратными казначеями. Так, один из них, фиксируя поступление в царскую казну оружия с изображением Георгия Победоносца, не смог отступить от правил и, безусловно, узнав изображение святого, оставил потомкам следующую запись: «Мужик на коне, змия копьем поражающий».
По свидетельствам хранителей Музеев Московского Кремля, эти дары никак нельзя было считать взятками, культура дарения была самоцелью, и часто случалось так, что предприятие, которое знаменовал подарок, расстраивалось, как, например, не состоялся в 1644 году брак датского принца и царской дочери Ирины, зато в русской казне осталось несколько прекрасных серебряных кубков, подаренных царю Михаилу Федоровичу за время обсуждения возможного семейного альянса с королем Дании Кристианом IV.