0
1494
Газета Антракт Интернет-версия

02.12.2005 00:00:00

Рихтер, елки и акварели

Тэги: скрипка энгра, фестиваль


скрипка энгра, фестиваль Стоя на сцене в этот вечер, Юрий Башмет думал: а понравилось бы все это Рихтеру?
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Проводники поезда Львов–Москва в полутора километрах от столицы рубили елки и продавали их за день до Нового года неподалеку от Киевского вокзала. Юрий Башмет и Олег Каган бросались на поиски елок именно в самый последний день и возвращались домой к детям за час до Нового года, счастливые, спасенные проводниками. Все остальное время, когда добропорядочные родители запасались елками и новогодними подарками для детей, Башмет, Каган и другие творили «Декабрьские вечера», придуманные когда-то Святославом Рихтером и Ириной Антоновой.

Вспоминали все это и многое другое в минувший понедельник в Белом зале Пушкинского музея, где стартовал фестиваль. Ему в этом году исполняется четверть века.

Выставку, которой открылся фестиваль, назвали «Скрипка Энгра». Казалось, будут выставлять скрипки, тем более что фестиваль музыкальный. Нет, выставляли картины – акварели, графику, масло. Только писали их не художники, а Герман Гессе, Фридрих Дюрренматт, Жан Кокто, Генри Миллер, Тонино Гуэрра, Серж Лифарь, Святослав Рихтер, Владимир Наумов, Людмила Петрушевская, Юрий Завадский, Михаил Чехов. То есть тоже художники, только занятые в жизни другим художественным творчеством.

А «скрипка Энгра» – непереводимое идиоматическое выражение. Так говорят французы, когда хотят сказать о чьем-то серьезном творческом увлечении.

Жан Огюст Доминик Энгр – великий художник, страстно любивший музицировать. Он даже выступал как скрипач с Ференцем Листом. Его-то скрипка и дала название милым чудачествам профессионально состоявшихся людей, тех, кто в хорошем смысле умеет заниматься не своим делом. Другое призвание, или, как говорят у нас, – «вторая натура».

«Скрипка Энгра» – это и акварели Гессе (прозаик занялся живописью в зрелом возрасте, чтобы «спасти свою начальную свободу»), и акриловые рисунки Сержа Лифаря, который пытался изобразить танцевальные ритмы и посвящал их Пабло Пикассо, и картины Рихтера, нарисовавшего «Тучу с дождем», «Улицу в Пекине» и «Зимние ветлы».

Чудо как хорош Михаил Чехов, запечатлевший себя в образе Аблеухова. Смел Жан Кокто, придумавший эскиз росписи для зала бракосочетаний в Ментоне. Романтичен Генри Миллер, нарисовавший «Лодку в море» (ему, кстати, принадлежит высказывание «рисовать – значит снова любить»). Неожиданна Людмила Петрушевская, набросавшая карандашом «Портрет Юрия Норштейна, смотрящего видеокассету про свою Яночку». Мрачен Дюрренматт, фантазирующий на тему крушения Вавилонской башни.

По словам директора ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирины Антоновой, фестиваль «Декабрьские вечера» давно стал такой же «скрипкой Энгра» для музея. За двадцать пять лет его существования на сцене Белого зала выступали и балетные артисты, и драматические, исполнялась музыка и читались стихи. В юбилейном году будут только играть музыку – прозвучат Бах и Шнитке, Бетховен и Пуленк, выступят Эльдар Небольсин, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнев, Юрий Башмет с «Солистами Москвы» и другие.

А праздновали четвертьвековой юбилей почти по-домашнему. Сначала поставили запись «Экспромта» Шуберта в исполнении Святослава Рихтера. Потом с приветственными речами в адрес «ежегодного духовного пира» выступал министр культуры Александр Соколов.

Он напомнил собравшимся, что Пушкинский музей для России – больше чем музей, подтверждение тому – то, как вся стана напряженно следила за происшествием с картинами, которые были недавно арестованы в Швейцарии.

Затем на сцену поднялись «Солисты Москвы», дали первый аккорд и вдруг остановились. Оказывается, подоспел глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой, без чьих поздравлений решили не переходить к музыке.

Ольга Кабо с дочкой в пространстве «Декабрьских вечеров». Фото Артема Чернова (НГ-фото)Михаил Ефимович вспоминал: когда-то на «Декабрьских вечерах» можно было слышать то, чего нельзя было услышать в то время в Большом зале консерватории, да и сам факт, что в музее выступают музыканты, был почти вызовом. Правда, его воспоминания о грустном времени несвободы были недолгими.

Отыграв-таки музыкальное приношение «XXV Декабрьским вечерам Святослава Рихтера», к воспоминаниям перешел и художественный руководитель фестиваля Юрий Башмет. Он рассказал про проводников, и про елки, и про чаепития в доме Рихтера на Малой Бронной, и про то, как его дочь Ксюша не стеснялась в Новогодний вечер играть перед Рихтером на рояле, и про то, что декабрь был и остается главным месяцем в его жизни. А также про то, что когда-то во Франции он был свидетелем, как Ирина Антонова предложила Святославу Рихтеру организовать фестиваль в музее. Он сначала раздумывал, а потом очень увлекся этой идеей.

На сцене побывали также режиссер Владимир Наумов, писательница Людмила Петрушевская – она прочла свое стихотворение. Прославленный танцовщик Владимир Васильев рассказал, что многое из выставленного сейчас в музее он видел когда-то на стенах квартир разных творческих людей по всему миру, потому как Жан Кокто, Тонино Гуэрра и Серж Лифарь любили дарить свои рисунки всем, кто им бывал в этой жизни симпатичен.

Затем гости перешли к осмотру экспозиции, а позже переместились в отель «Балчуг-Кемпински», где был устроен торжественный прием по поводу открытия юбилейного фестиваля. Естественно, что главными лицами вечернего праздника стали: директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова, художественный руководитель фестиваля «Декабрьские вечера» Юрий Башмет, сценограф и действительный член Российской академии художеств Борис Мессерер. Они встретились за одним праздничным столом с Владимиром Васильевым, Екатериной Максимовой и вице-президентом РАЕН Сергеем Капицей.

Среди прочих гостей были замечены режиссер Вадим Абдрашитов с женой, режиссер Владимир Наумов с женой актрисой Натальей Белохвостиковой, прозаик Андрей Георгиевич Битов, художник Андрей Бильжо, фотограф Владимир Клавихо, актриса театра «Современник» Ольга Кабо с маленькой дочерью, которая еще в музее представилась Владимиру Васильеву как начинающая танцовщица и тут же продемонстрировала шпагат на мраморном полу.

Этот вечер в «Балчуге» провели также музыкальный критик Святослав Бэлза и актер Сергей Шакуров с женой Екатериной Бабаловой, писатель Виталий Вульф, генеральный директор компании Pio Global Андрей Успенский, вице-президент «Норильского никеля» Владимир Энгельсберг, исполнительный директор JP Morgan Chasе Ален Фредерик, швейцарский меценат Леонард Джанадда, который был организатором выставки «Шедевры французской живописи из собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина» в городе Мартини. Джанадда широко известен в европейских культурных кругах, является членом-корреспондентом Академии изобразительных искусств Франции. Леонард Джанадда, кстати, немало сделал для того, чтобы инцидент с картинами из Пушкинского музея, арестованными в Швейцарии, разрешился благополучно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1420
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3310
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2402
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1928

Другие новости