От ресторатора – композитору. Александр Смелянский преподносит подарок Леониду Десятникову.
Фото Алексея Морозова
Леониду Десятникову пятьдесят. Этого композитора называют и самым модным, и самым исполняемым, и самым скандально известным. Ему же при этом пеняют за постмодернизм. Музыку его определяют как гениальную, «тронутую инеем иронии» – ее же называют вторичной. Сам Десятников любит говорить о себе, что он, мол, композитор коммерческий, потому как для гения чересчур востребован современностью. И прочая, прочая. В числе его лучших друзей, соавторов и поклонников Владимир Сорокин, который называет Десятникова «живым классиком», Алексей Учитель, Белла Ахмадулина, Кама Гинкас, Гидон Кремер и другие. В общем, слава как она есть.
Фестивальные концерты, а также юбилейные торжества проходят в двух столицах. В рамках празднования нашумевших «Детей Розенталя» поставили в Мариинском театре, кроме того, 30 октября оперу снова можно будет послушать в Большом.
Одна из фестивальных площадок в Москве – Школа драматического искусства Анатолия Васильева. Здесь в программе значилась первая студенческая опера Десятникова «Бедная Лиза» по Карамзину, правда, уже в постконсерваторской редакции. Либретто к ней написал когда-то сам композитор. Звучали и его песни к кинофильму «Москва».
Концерт удался, камерный ансамбль под руководством Алексея Гориболя удалялся под крики «браво». Искушенные слушатели обсуждали ариозо бедной Лизы, которое поразило изысканной простотой звучания. Публика ожидала бисов, но их почему-то не последовало. А жаль. Всем все понравилось, гости, завороженные музыкой, долго не расходились, хотя дело шло к полуночи и многим предстояло еще отправиться на званый ужин в ресторан «Реставрация». Виновнику торжества и вовсе в два часа ночи предстояло отбыть в Санкт-Петербург.
Алексей Гориболь у двери гримерки в окружении стайки юных муз все никак не мог пробраться к юбиляру. Он рассказал корреспонденту «НГ», что его знакомство с Леонидом Десятниковым состоялось много лет назад на даче в Кратово у пианистки Веры Горностаевой и ее дочери Ксении Кнорре, когда композитор показывал ему сцены Эраста и Лизы из будущей оперы по Карамзину. «Впечатление было острым и жгучим, сразу стало ясно, что перед нами настоящий талант, – продолжал музыкант. – А пожелать Десятникову можно только здоровья, чтобы он написал еще много опер и камерной музыки и чтобы изящный круг его поклонников и дальше расширялся». Сам автор в шутку заявил, что не несет ответственности за свои студенческие сочинения, а опера «Бедная Лиза» и вовсе была написана на краденый сюжет. Преподаватель в консерватории не одобрил эту тему однокурснице Десятникова, тогда как его руководитель оказался более лояльным – так и родилась когда-то эта опера.
Ближе к полуночи гости отправились-таки в «Реставрацию», дабы продолжить праздник. Среди них были пианистка Полина Осетинская, директор театрального фестиваля «Золотая маска» продюсер Эдуард Бояков, режиссеры Роман Козак с женой Аллой Сигаловой, Владимир Меньшов, Филипп Янковский, актриса Оксана Фандера, вдова композитора Микаэла Таривердиева Вера Таривердиева, музыковед Петр Поспелов и другие.