0
1208
Газета Антракт Интернет-версия

28.10.2005 00:00:00

Московские приключения английского лорда

Тэги: полтимор, сотбис, аукцион, коллекция, антиквариат


полтимор, сотбис, аукцион, коллекция, антиквариат Лорд Полтимор: в Москве тоже много красивых девушек.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

– Сэр Полтимор, люди, которые профессионально занимаются искусством, редко коллекционируют что-то сами. Вы коллекционер?

– Нет, я не коллекционер. Хотя я пытался коллекционировать, но все это закончилось после женитьбы, когда я приобрел «дорогую» жену, а потом родились «дорогие» дети. А свою первую картину я купил, когда мне было 19, она стоила около тысячи фунтов, я же в то время зарабатывал 800 в год. Это была картина итальянского художника 1780-х годов. Я сразу почувствовал себя коллекционером – к великому отчаянию моего банковского менеджера. Сегодня она стоит около 20 тысяч, но я ее не продам, у меня с ней уже особые отношения.

Потом я каждый год пытался покупать что-нибудь, обязательно дешевое. В основном я украшал свой дом, но, как правило, то, что у меня есть, возрастало потом в цене. Естественно, я уже не продавал ничего, потому что слишком люблю свои вещи. Сейчас хочу приобрести что-нибудь русское – меня вдохновляет то, что здесь происходит, хотя вообще-то я профессионально занимаюсь западным искусством XIX–XX веков.

– Расскажите коротко, как потом складывалась ваша карьера?

– Боже упаси! У нас что – так много времени? Хорошо! Когда я окончил школу, то, как и многие дети, не знал, чем заниматься. Мне нравилось искусство. Мой приемный отец посоветовал изучать его в Лондоне. Меня, естественно, это волновало меньше, чем тот факт, что в Лондоне много красивых девушек. Одна из них, кстати, впоследствии стала моей женой. Она тоже занималась искусством, и это дополнительно подогрело мой интерес к профессии. А если серьезно, нет лучшего места для изучения мира искусства, чем большой аукционный дом. Я начал в Кристис и провел там 23 года, закончил как заместитель председателя всей фирмы. Потом, хотя, возможно, это было глупо, увлекся интернет-бизнесом. Открыл свое дело в Париже. Мы транслировали крупнейшие аукционы в режиме онлайн. Но проблема была в том, что это мало кого интересовало. Тогда мы стали специализироваться на промышленных аукционах, продажах предприятий.

– А как вы вернулись к искусству?

– Чтобы вновь заниматься искусством, я пришел в Сотбис и стал умолять их взять меня на работу – надо ведь было чем-то кормить моих «дорогостоящих» детей. Я охотно взялся за то, что мне было знакомо.

– Насколько мне известно, вы курируете там русское направление. А о России вы судите в основном по продажам аукционного дома или есть другие источники?

– Я занимаюсь вашей страной недавно – два года. Впервые приехал в Россию как раз два года назад и до этого вообще не встречал русских. Первый мой русский знакомый сразу же дал мне совет: «Будь осторожен, мы выглядим так же, как вы, но это вовсе не означает, что мы так же думаем».

– Как скоро вы ощутили это на собственном опыте?

– Почти сразу. Нет сомнения, Россия отличается от всего, что я видел за двадцать пять лет своей деятельности. Здесь самый поразительный рынок, я говорю о своей сфере. Сейчас мы работаем над тем, чтобы выбрать здесь все лучшее. Мы здесь надолго. Наша цель – создать аукционы лучших вещей, а не всего, что попало.

– На ваш взгляд, есть ли национальные особенности у понятия «коллекционер»? Если да, то каковы русские коллекционеры?

– По всему миру люди сначала интересуются искусством своей страны. И русские здесь не исключение. Итальянцы покупают итальянцев, скандинавы – скандинавов. Но многие россияне, особенно в последние несколько месяцев, покупают западных импрессионистов, ювелирные изделия старых мастеров. Они постепенно преодолевают эту замкнутость на национальном. И это будет только расти. Многие говорят о русских олигархах, и только, но мне приходится встречаться с людьми, которые приобретают очень дорогостоящие предметы искусства, но совсем не вписываются в понятие «олигарх» в классическом смысле.

– Ваш аукционный дом недавно назначил официального представителя в России. Значит ли это, что представление о России в мире изменилось именно за последнее время? И это уже не только «медведи, водка, матрешки, балалайки»?

– Да, оно кардинально изменилось. Хотя стереотипы эти все еще живут. На мой взгляд, на Западе еще до сих пор не все поняли, насколько быстро здесь все меняется. Вот простой пример: здесь давно уже лучшие в мире рестораны, прекрасная еда. Правда, она и стоит дороже, чем где-либо. Здесь все возможно. Сейчас русские абсолютно интегрированы в мировой процесс. Для нас, например, важно, что, приезжая в Лондон, россияне играют по нашим правилам. Они могут участвовать в аукционе по телефону из любого города Европы и на следующий день предоставлять все необходимые документы от их швейцарского адвоката, например. Никого больше не шокирует понятие «банковский счет», и его номер можно узнать, хотя еще недавно они могли достать крупную наличность из чемодана и предложить ее в качестве платы за купленную картину, а нам приходилось, хватаясь за голову, извиняться, говорить: «Да, мы очень рады, мы хотели бы с вами сотрудничать, но мы не можем».

– Что вы уже успели сделать за этот визит?

– Основные мероприятия мне предстоят этим вечером. Я веду благотворительный аукцион в британском посольстве вместе с Тиной Канделаки. Она будет мне помогать. Это будет интерактивное действо. Для России благотворительный аукцион – это все еще новость, это пока не принято.

Мое первое впечатление – это, конечно, снег. Я его увидел в этом году впервые. На прошлой неделе я был на Ближнем Востоке, теперь в Москве, на следующей неделе в Нью-Йорке. Здесь еще собираюсь посмотреть ночную жизнь. Понравился Антикварный салон, присмотрел пару вещей очень красивых, которые меня заинтересовали. Кроме того, я поражен количеством дилеров, которые здесь присутствуют. Это отличается от того, что было недавно в Манеже. Но это неплохо. Выставок разного уровня должно быть много, чтобы все видели, что и из чего можно выбирать, ведь не каждый может позволить себе, скажем, Шагала. То, что здесь происходит, должно побудить многих стать коллекционерами. Лучше начинать с небольших сумм. Вот еще особенность: в Великобритании много успешных людей, которые не интересуются искусством, и это нормально. Здесь же все покупают хоть что-то. Например, если лет шесть-семь назад общий объем продаж русского искусства на Сотбис оценивался в 10–15 миллионов долларов, то в этом году с учетом предстоящих нью-йоркских и лондонских торгов он может составить 100 миллионов долларов. Это удивительно!

Я не встречал другой страны, где бы так же фанатично относились к искусству. Даже таксист сегодня по пути из аэропорта мне цитировал Шекспира, когда узнал, что я из Лондона. Меня это впечатлило.

– Вы оптимист. Да, здесь все любят искусство, все быстро меняется, но также и все непредсказуемо. А скептики и вовсе уверены, что Россия феодальная страна и никакой цивилизованный капитализм здесь невозможен.

– Мне кажется, вы чересчур строги к себе. Здесь давние отношения с богатством. Богатство имеет глубокие исторические корни. Рынок будет взрослеть. Люди будут учиться отличать хорошее от плохого. Сейчас о России на Западе говорят буквально все. Будь то автомобильная или сталелитейная промышленность или искусство. И мне нравится, что я развиваюсь профессионально вместе с вашим антикварным рынком.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1452
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3351
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2438
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1959

Другие новости