Посол Италии Джанфранко Фако Бонетти пришел посмотреть на национальное достояние своей страны, привезенное в Исторический музей.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Раскачивающаяся походка Софи Лорен сводила с ума не только мужчин. Женщины старательно ей подражали, водружаясь на высокие каблуки итальянского, естественно, производства. И во всем мире крепла любовь к итальянской обуви.
Итальянцы привыкли гордиться своими достижениями. Теперь они решили их продемонстрировать на должном уровне. Так, в рамках Года Италии в России в Государственном Историческом музее открыли выставку «Женщины и итальянская обувь. 100 лет любви (1880–1980)». Выбор площадки, пожалуй, несколько странен. Куда логичнее такая экспозиция смотрелась бы, например, в Манеже, или в ЦДХ (кто бы спорил – хорошая женская обувь должна быть произведением искусства). Но какова любовь к экспонатам, таковы и масштабы выставки. Хотя, конечно, обувь тоже есть наша история и немаловажная часть материальной культуры. Так что пусть будет на Красной площади. Стоит же «Роллс-Ройс» в Половецком дворике вместе с идолами, и ничего.
В Москву приехала часть экспозиции международного Музея обуви имени Пьетро Бертоллини в городе Виджевано. Небольшой итальянский городок находится недалеко от Милана и издавна славится своими сапожниками.
Виджеванский музей обуви был основан в 1958 году, правда, статус международного приобрел два года назад. Зато история основания живо напоминает историю Золушки. В одном из старинных виджеванских замков была случайно найдена домашняя туфелька, принадлежавшая Беатриче д’Эсте, жившей там в XV веке.
Эта туфелька и положила начало коллекции, которая теперь насчитывает 1600 пар обуви и размещается в том же замке. Территорию старинного города экспозиция покинула впервые. Правда, та самая туфелька не приехала – не вписалась в тему выставки. В Москву привезли только столетие обувной истории.
Гости, пришедшие в Исторический музей, убедились, что за последние сто лет почти ничего не изменилось – ботиночки и ботильоны из узорчатой лайки с каблуками-рюмочками, произведенные, например, в 1900 году, выглядят вполне модно и актуально. А туфли с кружевным шитьем типа «венецианская строчка», с линией выреза, окантованной золотистой лайкой, на золотистом же каблуке, взяты не с сегодняшних витрин из Третьяковского проезда, а произведены одним известным обувщиком еще в 1935 году. Кстати, самый дорогой экспонат, выставленный в Историческом музее, – серебряная туфелька 1920 года, стоимость которой сегодня составляет 30 тысяч евро. В самом деле, все по-прежнему.
«А что нового тут можно изобрести, – говорит директор виджеванского музея Армандо Поллини, – в обувной моде уже очень давно все только варьируется».
Экспозицию торжественно открыл посол Италии в России Джанфранко Фако Бонетти. Правда, поприветствовав гостей, среди которых был и мэр города Виджевано Амброджо Котта Рамузино, господин посол признался, что никогда не бывал в Виджевано, хотя город связан с именем Леонардо да Винчи и славится старинной архитектурой. Виджеванцы говорят, что стены самого древнего виджеванского замка напоминают кремлевские. Господин Бонетти пообещал наверстать упущенное и отправился осматривать женскую обувь, которая на рубеже XIX–XX веков сравнительно строга, хоть и украшена сафьяном и шелковой вышивкой, уже в 20-е заявляет право на смелый высокий каблук, в 40–50-е легкомысленно блещет драгоценностями, перьями и шелковыми оторочками, позже – славится скандальными шпильками и далее по кругу.
Далее выставка отправится в Мадрид, Лос-Анджелес и Токио. Галантные итальянцы уверяют, что им важно было узнать сначала мнение москвичек, потому что за последнее десятилетие наши женщины стали самыми модными в мире.