0
7917
Газета Антракт Интернет-версия

21.10.2005 00:00:00

Как Алексей Учитель потерял Дуню Смирнову

Тэги: учитель, кино


учитель, кино Алексей Учитель: 'Для меня фильм – живое существо. Это мой ближайший родственник'.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

-Алексей, ваши фильмы переполнены внешними эффектами, вас за это ругают критики, обвиняя в излишней «красивости». Как вы сами относитесь к визуальным изыскам?

– Я очень люблю внешние эффекты. Но если они на пользу. Иногда ими злоупотребляют. Что касается меня, я действительно придаю визуальной стороне в своих картинах большое значение, а так как я сам в прошлом оператор, то я изображение не просто люблю. Это для меня одна из важнейших функций в кино. И я отношусь к той категории режиссеров, которые обсуждают с оператором каждый кадр.

Если под внешними эффектами иметь в виду взрывы, столкновение машин или метеорита с Землей – это вещь хорошая, но пока не для моего кино.

– А вы не хотите снять блокбастер?

– Очень хочу. Когда-нибудь я обязательно сниму комедию положений, блокбастер и психологический триллер, но пока интересных сценариев мне не попадалось.

– На своем сайте вы пишете о картинах Ханеке, Шеро и Альмадовара. Вас восхищает, что там столько «непредсказуемого, животного». Что имеется в виду?

– В тех картинах, которые я назвал на сайте, рассказываются истории не о каких-то особенных личностях, а о людях, «вырванных» из толпы. В них ничего особенного нет, они обычные и даже на первый взгляд скучные. Но когда ты начинаешь в этом «вырванном» материале рыться, то понимаешь, что страсти-то там нешуточные: и животные, и чувственные, и психологические, и какие угодно. Такое кино мне интересно. Для меня основной критерий в выборе актера на роль – что это за человек. Он может быть очень талантливым актером. Но меня волнует другое: какой он в реальности? Как он чувствует эту жизнь и окружающих его людей? Моя задача найти актера, который бы по своим человеческим характеристикам был близок образу, написанному в сценарии.

И еще: мне важна история не знакового человека, а самого обычного, потому что, как бы это ни было парадоксально, оказывается, что именно в самых «обыкновенных» и на первый взгляд заурядных людях – столько всего странного и еще непознанного!

– Тогда как отнестись к персонажам из ваших картин – «Мания Жизели», «Дневник его жены»? Вряд ли Бунина можно назвать рядовым персонажем, «вырванным» из толпы.

– Вы правы. Но эти картины я снял какое-то время назад. Они мне очень дороги и близки, но режиссер должен развиваться и пробовать себя в очень разных жанрах, стилях... Когда я снимал «Дневник его жены», я всячески верил, что снимаю фильм не о Бунине. Да, думал я, есть такой великий русский писатель, который как человек чем-то мне понятен, чем-то нет. Да, он мне очень интересен. Я его люблю – и это очень важно, потому что, если я не буду любить своего героя, я не смогу снимать о нем картину. Но если бы, когда я снимал «Дневник его жены», у меня в мозгах все время шевелилось одно: «Бунин, Бунин, Бунин», – я бы точно ничего не смог сделать. И тогда я нашел выход – стал рассматривать Бунина сквозь фигуру Андрея Смирнова, который его играл.

– Андрей Смирнов, режиссер «Белорусского вокзала», говорят, личность сложная и противоречивая, к тому же он папа Дуни Смирновой. Так что он явно не человек из толпы, а скорее культовый персонаж современной кинокультуры.

– Поэтому именно он был выбран на главную роль в моем фильме «Дневник его жены». Кстати, Андрея Сергеевича Смирнова я знаю довольно давно, и именно его личные характеристики сыграли в картине о Бунине ключевую роль. Смирнов хорошо знает творчество Бунина, его личностные характеристики┘ Когда Андрей Сергеевич начинал изображать Бунина – тут же возникала фальшь! И наоборот, когда он переставал его играть и становился собой, но в тех обстоятельствах, в которые попадал Бунин, – возникала, как мне кажется, правда. Появлялись и непредсказуемость, и животные страсти, и что угодно┘ Это парадокс, но именно из личности Смирнова вырастала настоящая правда о писателе Бунине.

А вот еще пример. Скажем, в фильме «Прогулка» Ира Пегова на все сто процентов вписалась в натуру героини сценария.

– Как вы нашли Пегову? В театре у Фоменко она была занята крайне мало, крупных ролей у нее тогда не было.

– Ну вот как-то нашел┘ Но я ее нашел на фильм «Космос как предчувствие», который должен был сниматься раньше «Прогулки». И Ира была утверждена. Но ситуация резко поменялась. Женя Миронов был занят в телесериале «Идиот», и пришлось поменять местами очередность съемок моих картин. А вот героиню для «Прогулки» я искал очень долго. Никак не мог выбрать и в последнюю секунду спросил у своей ассистентки: «Ну кого мы еще не пробовали, по-моему, Пегову?» Хотя она по габаритам своей фигуры ну никак не вписывалась в образ, который был в сценарии. И я от отчаяния сказал: «Ладно, зовите Пегову сюда». Она пришла. Пробы прошли замечательно! И я подумал: черт с особенностями ее внешности – через 10 минут фильма на это никто не будет обращать внимание┘

– И именно колоритная внешность Ирины Пеговой, почти кустодиевская, придала фильму особый шарм┘

– Парадоксально, но именно это и оказалось той изюминкой, которую я искал, но никак не ожидал найти в Ире. Видите: иногда отрицательные стороны превращаются в положительные. Вообще это очень хороший принцип: надо уметь превращать недостатки в достоинства. Хотя мне вся группа говорила, что я сошел с ума, утверждая Пегову на главную роль, но я утвердил. Интуитивно ощущая, что так надо! И оказался прав. Поэтому особенно хочу подчеркнуть: интуиция – основное качество режиссера.

– Вы утверждаете, что настоящее кино – это «вырванная» из жизни натура, иначе говоря, правда. Но, с точки зрения обывателя, все, что происходит в кино, – ложь, и не более того.

– Не согласен. Я создаю в кино тот мир, в котором сам хотел бы существовать. Да, я создаю ситуацию выдуманную. Но это не означает, что она лжива. Я в процессе съемок превращаюсь в участника жизни, о которой рассказываю. Хотя во время творческого процесса художник практически никогда не ощущает грани между вымыслом и реальностью. Иначе он – не художник┘

– Дуня Смирнова заканчивает съемки собственного фильма. Она – режиссер, а вы – ее продюсер. Как вы думаете, Дуня будет продолжать писать для вас сценарии?

– Это была моя идея, чтобы Дуня стала режиссером. Она написала сценарий, и я ей, между прочим, надеясь на отрицательный ответ, предложил стать режиссером фильма по ее собственному сценарию. Дуня несколько дней подумала и решила, что все-таки будет снимать. На что я ей сказал: «Учти, как только ты начнешь работу в качестве режиссера, твоя жизнь резко поменяется. И в творческом смысле, и в бытовом. На сто процентов изменятся отношения с семьей, с родными и близкими. На них не будет хватать времени. И еще: даже если ты снимешь отвратительный фильм (во что я не верю), ты все равно не остановишься и начнешь делать следующую картину. Потому что кино – это тяжелая и хроническая болезнь. Возврата к прошлому не будет!» (Вздыхает.) Так что скорее всего я Дуню как сценаристку потерял для себя. Правда, у нас есть несколько замыслов и Дуня мне обещала, что как только закончит съемки – сядет писать для меня сценарий. Посмотрим┘ Но я прогнозирую, что это вряд ли случится.

– Вы не боитесь творческих провалов?

– Я их пока не испытывал. Я просто не знаю, что это такое. Все мои фильмы очень успешны, все получают много премий┘ Но скажу честно, что очень боюсь испытать провал! Это будет для меня тяжелым испытанием.

– Можете ли вы сказать, что надоели себе со своей бесконечной успешностью?

– Меня не очень любит критика, часто ругает. Иногда я ненавижу себя в быту... Я страшный зануда. Я могу ворчать на всех и вся! А когда я начинаю снимать кино – для меня ничего, кроме этого, не существует. Я забываю про родных. Меня это потом начинает страшно угнетать, особенно в связи с моим младшим сыном, которому 13 лет. Я чувствую, как он тянется ко мне, хочет общения – а у меня нет на него времени. Я в вечной суете, будь она┘ Но я себе пока не надоедаю. Более того, честно скажу: мне в себе нравится, что я не боюсь делать резкие повороты в кинематографической стилистике. Если я сумею это качество сохранить – вряд ли я себе надоем! (Смеется.)

– Вы кричите на актеров во время съемок?

– Нет. Для меня актер – это святое! И все, кто со мной работает, знают: актера никто не имеет права ни в чем упрекнуть, даже если он не прав в каких-то вещах┘ не будем уточнять в каких. Почему я так оберегаю актера? Потому что от него зависит все! Какую бы замечательную мизансцену ни построил я, какой бы гениальный кадр ни снял оператор – если в кадре не будет жизни, не будет ничего. А жизнь в кадр привносит только актер! От его эмоционального состояния зависит все! А у актера часто бывает что-то не в порядке в личной жизни, где-то еще┘ И если я начну давить на них режиссерским прессом – будет просто беда! Хотя┘ иногда я, к сожалению, кричу. Даже матом ругаюсь на площадке. Я не самодур и стараюсь держать себя в руках. Но если нарушен замысел кадра – да, могу наорать, потому что считаю преступлением по отношению к кино, к работе нашего коллектива «искажать» и пусть невольно, но деформировать смысл даже самого маленького эпизода. Потому что для меня фильм – живое существо. Это мой ближайший родственник. И если кто-то на него замахнется и не дай Бог сделает ему больно – я запросто могу дать в глаз!

– Критики трактуют творческие произведения на все лады, иногда благодаря их стараниям фильм, книга или спектакль на долгие годы оказывается «в сетях» ложного смысла. Пушкин, понимая это, в свое время захотел написать предисловие к «Борису Годунову», чтобы объяснить, о чем его пьеса. А что вы хотели сказать своим последним фильмом?

– (Улыбается.) Ну┘ Пушкин┘ А я сейчас буду дурака валять! Все, что мы сделали, – на экране. Смотрите!

– Мое ощущение: этот фильм – ностальгия по шестидесятым.

– Нет, я абсолютно не ностальгировал по тому или иному времени, причем ни в одном из своих фильмов. Я всегда снимаю кино – и «Космос» не исключение – о человеческих взаимоотношениях. Иногда странных, иногда простых. Для меня исторический фон – вторичен. Это всего лишь время, в котором мои герои существуют, но не более того. Даже проход Гагарина с рапортом к Хрущеву – для меня не исторически важный факт, а важная эмоциональная нота. Я хотел одного: чтобы зрители не вспомнили 30-е или 60-е годы (хотя это их личное дело), а чтобы в тот момент, когда Гагарин идет по красной дорожке, у них перехватило дыхание.

– У зрителя должно перехватить дыхание?

– От гордости, от какого-то особенного переживания всего происшедшего до полета Гагарина в космос и после него. Я должен зрителя, сидящего в зале, как-то «повязать», а «повязать» я его могу только одним способом: если он, глядя на экран, будет не наблюдать, а участвовать в моей киноистории. То есть зритель должен переложить на себя какую-то часть того, что видит в фильме.

– Может ли переложить на себя историю, показанную в «Космосе как предчувствие», 17-летний парень? Он же скорее всего не знает, кто такой Хрущев, кто такой Гагарин...

– Да наплевать на Хрущева! У каждого есть мечта: скажем, поехать за границу. Или заработать миллион. Или прославиться. То же самое есть в «Космосе». Там есть мечта, а мечта – это всегда стремление к заоблачному, и не важно, осуществима ли она. Но любую мечту легко спроецировать на себя и подростку, и человеку зрелому. Потому что мечте все возрасты покорны. Равно как и любовную коллизию каждый может спроецировать на собственную жизнь: он ее любит, а она вдруг полюбила другого┘ Эта ситуация известна каждому поколению!

– То есть романа со знаменитой «оттепелью» шестидесятых у вас не было?

– Нет, романа не было, но чисто рационально я понимаю: достижения того времени заставляют всех нас волноваться и сегодня, в том числе и первый полет человека в космос. Все это не исчезло, все это и сегодня продолжается.

– Что именно продолжается?

– Я совершенно искренне считаю, что полет Гагарина и все происшедшее в 61-м году – это предвестник перестройки. И речь не лично о Гагарине, а о самом полете в космос – это настолько «свернуло» тогда людям мозги, что возврата назад быть не могло. Когда я смотрел хронику и искал кадр, где Гагарин идет по ковровой дорожке с развязанным шнурком, я обнаружил еще один любопытный кадр: огромная толпа тяжело дышит, вся вздымается, и несколько милиционеров ее с трудом сдерживают. Потом входит Гагарин, люди становятся слегка безумными┘ Но те лица, которые я видел в кадре, – это не просто лица людей, которые безумно рады увидеть Гагарина живьем. Это лица очень свободных людей. И по ним я «прочитал»: полет Гагарина «пробил» наши мозги. Правда, реакция оказалась замедленной и проявилась со всей силой спустя много лет.

– Давайте уточним, вы говорите о горбачевской перестройке или о ельцинских преобразованиях?

– Я имею в виду время реального слома «системы», когда мы с вами смогли свободно говорить обо всем, не таясь, все читать, все смотреть┘

– Простите, я задам довольно щекотливый вопрос - каковы ваши взаимоотношения с ложью?

– Я вообще-то когда вру – краснею. И если начинаю говорить неправду, многие – моя жена точно – это чувствуют. Конечно, я иногда подвираю. Наша жизнь такова, и мир кино требует особой изощренности, изворотливости. Кстати, последнее – неотъемлемая часть нашей профессии.

– Политика для вас как для художника – это дело первоочередное, связанное с творчеством, или вы человек аполитичный?

– Политика связана с нашей жизнью и соответственно с кинопроцессом. Кинопроцесс – это деньги. А где деньги – там политика.

– И последний вопрос. Вы – как личность и как творческая единица – сильно отличаетесь от других людей?

– Внешне ничем. По человеческим характеристикам имею больше недостатков, чем достоинств. Надеюсь, что мое главное отличие от других в том, что я делаю на экране.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1315
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3194
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2286
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1833

Другие новости