Ора Ито: 'Я пытаюсь проектировать будущее'.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
– Сколько вам сейчас лет?
═
– Тридцать пять. (Смеется.) Я шучу, это неправда, мне 28, но даже если вы напишете, что мне 27, я не буду беспокоиться.
═
– Когда вы прославились?
═
– Мне тогда еще не исполнилось 20.
═
– Довольно рано. А кем мечтали стать?
═
– Тем, кем постепенно становлюсь сейчас.
═
– Вы разборчивы в заказах или вам все равно, что придумывать, – модель телефона, шезлонг или корабль┘
═
– Никакой разницы. Не важно, что это будет – стул, велосипед, бутылка воды или фотоаппарат. Для меня это одинаково.
═
– Вы все время ставите перед собой задачу создать что-то революционное?
═
– Нет, я на это никогда не претендую, я только стараюсь ответить на вопросы, которые сам себе задаю. Когда я создаю предметы, мне интересно, как они будут жить во времени. Я пытаюсь проектировать будущее.
═
– Есть ли нерешаемые задачи для Ора Ито?
═
– Каждый новый предмет – это какое-то новое завоевание. Процесс соревнования начинается уже в голове. Как создать простой предмет, чтобы он выделялся среди тысячи уже существующих? Однажды ко мне обратилась не очень известная компания, продававшая минеральную воду, с просьбой разработать оригинальную бутылку. Я сразу решил, что нужно уйти от вертикальной линии. Так появилась вода в абсолютно круглых бутылках. Со временем я все меньше и меньше испытываю страх. Это логично, потому что я все больше познаю самого себя. Камень преткновения для дизайнера – только непонимание самого себя. В остальном нет ни границ, ни проблем. Если я еще чего-то не создал, значит, у меня просто не было времени над этим подумать.
═
– Ваша профессиональная мечта?
═
– Я живу ею каждый день. Я, как актер, который может сыграть все роли. Это просто вопрос времени. Знаю, что если захочу создать корабль, то мне достаточно будет начать об этом думать.
═
– Вы когда-нибудь сотрудничали с военной или космической отраслями?
═
– C военными – никогда. Я ни за что не стану делать то, что хоть как-то связано с убийством людей. А вот для космоса я бы поработал, но пока не предлагали.
═
– Но вы говорили о корабле?
═
– Это обязательно будет мирный корабль. И очень красивый. Для тех, кто мечтает о море, о путешествиях.
═
– Расскажите подробнее о том моменте в вашей биографии, когда вам грозили неприятности. Что вы испытали, когда узнали, что ваши работы будут выставляться в Лувре?
═
– Когда я только начинал, я вовсе не думал, что делаю что-то дурное, противозаконное, это был спонтанный процесс. Мне просто искренне хотелось создать то, чего нет, улучшить существующий мир вещей. Это отнюдь не было пиратством. Когда ко мне обратились из Лувра, я был чрезвычайно счастлив. Благодаря Лувру мой «терроризм» был переведен на официальный уровень. Я словно получил диппаспорт. Когда я прошелся по Лувру, по двухсотметровому залу, где были выставлены мои предметы, я испытал настоящее счастье. Это было пять лет назад.
═
– Над чем работаете сейчас?
═
– Сейчас занимаюсь водопроводным краном, ювелирными украшениями, протезами для инвалидов, переделкой известной во Франции сети ресторанов и массой других проектов, в частности архитектурных. Например, компания «Тойота» заказала мне проект зданий своих европейских представительств, в конкурсе участвовали четыре японских дизайнера и я. Я победил.
═
– Какую карьеру прочили вам родители?
═
– Мама хотела, чтобы я стал актером. Вот почему моя подружка актриса. Отец хотел, чтобы я сам выбрал себе дорогу. Но думаю, он тоже хотел видеть меня актером или певцом. Я люблю петь.
═
– Хотите сниматься в кино?
═
– Я хочу быть тем, кто за┘ (изображает человека за камерой). Режиссером. Возможно, все, что было до, – это процесс накопления.
═
– В чем ищете вдохновение?
═
– Надо просто быть любопытным. Это очень немало. Быть любопытным, любознательным – значит понимать «почему»┘ Вот! (Показывает на дерево.) Это самый красивый дизайн в мире. Когда любопытно, тогда понимаешь почему. Тогда видишь совершенство структуры, слышишь поэзию, например, этого дерева. Когда вы проходите мимо дерева и воспринимаете его не как что-то обыденное, а пытаетесь понять его совершенство – в этом и заключается любознательность. Вот если вы проходите мимо витрины с парой обуви Гуччи и останавливаетесь – это ничего не значит. А дерево – это жизнь.
═
– Как вы относитесь к глобализму?
═
– Прекрасно. Я за. Все будем говорить на одном языке. И не обязательно это будет английский. Может, будем просто обмениваться мыслями. Можно будет общаться со всем миром, станет возможна телепортация. Я абсолютно убежден, что это возможно. Мы перестанем зависеть от своего тела. Наше тело – это самое архаичное из всего существующего, а мозг, напротив, – самое футуристичное. Если удастся освободить мысль от тела, тогда будет все возможно. Мир еще не стал таким, каким он должен быть, поэтому пока еще необходимо все, что я создаю. Эти предметы нужны, чтобы адаптироваться, ну и получать от этого процесса удовольствие.