0
2482
Газета Антракт Интернет-версия

07.10.2005 00:00:00

Отчаянные поиски Лебедя

Тэги: захарова, балет


захарова, балет Трудоголик Захарова.
Фото Дамира Юсупова (Большой театр)

-Светлана, отвечая на вопрос, кто его любимый артист, директор Большого театра Анатолий Иксанов, сказал: «Люблю смотреть, как танцует Захарова». Статус артистической любимицы начальства вам, наверно, хорошо помогает? Или, наоборот, мешает в глазах труппы?

– Не могу сказать, что я открываю дверь в кабинет директора ногой, врываюсь к нему без предупреждения и говорю: «Мне надо это и это». Как и все, записываюсь к нему на прием у секретарей. Важно, чтобы люди не думали, будто мне устраивают райскую жизнь за красивые глаза. Имея контракты с лучшими труппами мира – Парижской оперой, театром Ла Скала и Национальным театром Токио, я на сцене доказываю свой уровень.

Что касается отношения труппы┘ Мужская половина встретила меня очень тепло, женская – по-разному. Кое-кто из балерин со мной по сей день не здоровается. Но в целом нормально.

– Что бы вы ответили тем зрителям и критикам, которые говорят: «У Захаровой тело для балета – от Бога, но актерское постижение ролей отстает»?

– Я танцую главные партии с 17 лет, в этом возрасте исполнила «Бахчисарайский фонтан» и «Жизель». Тогда я много работала над техникой исполнения: нужно было довести ее до совершенства, чтобы она помогала раскрыть образ, а не мешала. Меня всегда оценивали как взрослую балерину и скидки на возраст не делали. А сценический образ – это прежде всего опыт, жизненный и профессиональный. Сейчас я много работаю именно над образом.

В Москве всегда меньше обращали внимание на точность и чистоту танца, а больше на экспрессивность. Говорили: «Эта балерина танцует с кашей в ногах, но зато в ней много страсти». Сегодня это уже не проходит. Мировые стандарты другие. Сегодня, когда зритель купит достаточно дорогой билет, он имеет право получить все. От балерины требуется и эмоциональность, и безупречные стопы. Это можно сравнить с одеждой. Когда человек наряжается на праздник, он надевает парадный костюм. Но странно было бы, если бы при этом он носил нечищеные туфли.

– Вы – одна из самых высокооплачиваемых балерин в мире┘

– Для меня важно поддерживать статус. А гонорар зависит от ситуации. Если меня интересует конкретный балет или выступление в конкретном театре, но театр не может много заплатить, я соглашаюсь на сравнительно небольшую плату. Здесь превалирует творчество. А если театру нужна «звезда» для кассы, то условия будут другими. В мире я заработала имя и могу сейчас диктовать обстоятельства выступлений. Когда я выступила в американском Театре балета, они приглашали меня еще раз, но там проблема с партнером – все премьеры труппы маленького роста. Представьте себе, что Одетта на голову выше принца! Я отказалась. Не хочу танцевать пародию на балет только затем, чтобы похвастаться: вот, меня снова зовут в Америку.

– Вы работаете в Большом театре уже третий сезон. Не жалеете о переезде в Москву?

– Нет. Все складывается хорошо. В Большом я обязана станцевать 20 спектаклей в сезон. Много интересной работы, театр купил мне квартиру, я могу ездить на личные гастроли. Возможность свободно гастролировать была моим главным условием на переговорах. Я прихожу в кабинет к худруку балета Алексею Ратманскому, и он говорит: «Светлана, вот график. В эти дни ты должна быть в Москве, в этом месяце готовишь премьеру, а вот тогда – с нами на гастролях». Хотя, если я пропущу свой спектакль в Москве, в театре никто об этом не пожалеет. Может, я пожалею или поклонники, но не балерины. Только пискни, что не можешь выступить, – сразу заберут.

– В вашем репертуаре много драматических партий и одна комическая – Китри в «Дон Кихоте». Вы взялись за эту роль потому, что хотели доказать широту актерского диапазона?

– В моем репертуаре судьба героинь часто заканчивается могилой. Одетта умирает, Жизель сходит с ума и тоже умирает, Никию в «Баядерке» отравляют ядовитой змеей, в балете «Манон» героиня кончает жизнь в молодости, в «Ромео и Джульетте» – тоже┘ Ну сколько можно? А Китри – сплошной каскад комических ситуаций. Мне это нравится.

Комедийный спектакль танцевать легче. Самое сложное для меня – Белый акт «Лебединого озера». Это что-то непостижимое, сколько раз ни станцуешь. Потолка в этой роли на моих глазах никто не достиг. Либо балерина берет глубоко, но ей не хватает данных и красоты линий, либо есть внешняя красота, но за душу не хватает. Я очень устаю после этого балета, потому что все время нахожусь в поиске. И белый, и черный лебедь – не мои героини по жизни. Я не роковая женщина, но и не беззащитная жертва.

– Балет – это элитарное искусство или популярное?

– Ответ неоднозначный. С одной стороны, элитарное: модная эстрадная певица соберет стадион, а классический танец – вряд ли. Все-таки нужно иметь какой-то уровень интеллекта, чтобы захотеть сходить на балет. С другой стороны, в маленьких городках, где никогда не было театра, зал бывает забит до отказа. Потому что люди много о балете слышали, но не видели, и им интересно. А «Лебединое озеро» – просто народный шлягер. Какой-нибудь танец маленьких лебедей знает любой человек, даже тот, кто в театре ни разу в жизни не был.

– Чем отличается положение прима-балерины в Мариинке, Большом театре и в известной зарубежной труппе?

– Куда бы я ни приехала, всюду колоссальное уважение. Люди присылают письма и цветы, ждут у театра после спектаклей. В Москве есть группа преданных поклонников, в Петербурге тоже. Во Франции люди достаточно чопорные, в труппе ко мне относятся немного с ревностью, хотя и почитателей много. Был такой случай. Выхожу я из театра после спектакля, а у входа меня встречает множество детей. Оказывается, на мой спектакль пригласили учеников парижской балетной школы. И все они бросаются ко мне с восторженным визгом! А в Японии вообще в магазин невозможно зайти. Узнают, улыбаются, но японцы – народ деликатный, на улице автографов не просят, не навязывают себя, просто стоят и смотрят. Те, кто смелее, подходят и говорят: «Светлана, мы вам так рады!» Очень люблю Италию. Популярность там у меня очень большая. В музее театра Ла Скала с аншлагом прошел мой творческий вечер, а в местных журналах писали о царящей в стране «Светланомании».

– Называют имя человека, который в прошлом сезоне спонсировал ваш творческий вечер в Большом театре. У вас есть влиятельные покровители, которые ценят ваш талант и готовы организовывать вашу творческую жизнь?

– Раньше мне казалось, что если я способная, вот и любите меня за это. Мне всегда было неприятно, если ко мне тянулись из-за того, что я прима-балерина. Хотелось, чтобы людей друг к другу притягивали личные качества и профессионализм. С другой стороны, я себе говорила, что мне ничего ни от кого не надо, я гордая, сама все сделаю. Но это неправильно, как я теперь понимаю. Иной раз очень хочется, чтобы тебя направили, сказали «Света, сделай так-то и так-то». Вот я, например, очень часто опираюсь на интуицию моей мамы. Но когда от меня что-то насильно хотят, я, как улитка, прячусь в свой домик, и найти меня не могут. Поэтому от меня никто ничего не требует. И я никогда не иду на поводу у желаний кого-то, если эти желания не пересекаются с моими.

– А какие у вас бывают желания, кроме балета?

– Обожаю смотреть старые советские фильмы, комедии Гайдая. Меня саму приглашали сыграть во французском фильме про русскую балерину. По сценарию она знакомится с европейским бизнесменом, который приезжает в Петербург и идет на спектакль в Мариинский театр. У них драматичный роман и все такое. Но от съемок пришлось отказаться: для этого надо было менять все планы, которые расписаны на несколько лет вперед.

Еще мне нравится читать исторические воспоминания. Я досконально изучила биографию Екатерины Второй, в последнее время очень много прочла про канун русской революции 1917 года и последние годы правления Николая Второго. Очень заинтересовали мемуары сестры императора Ольги Александровны. Интересно читать и сравнивать книги тех, кто был по разные стороны баррикад. Есть воспоминания дочери Столыпина, и есть мемуары революционеров-террористов, которые устроили охоту за его жизнью. А была еще и середина. Меня это захватывает. Ведь общее образование в балетных школах было поверхностным, и сейчас приходится ликвидировать пробелы.

– А где вы бываете? Наверно, от приглашений нет отбоя?

– Да, все время зовут на презентации, в ночные клубы, на открытия бутиков... Но я очень редко куда-то хожу. Тусовочные мероприятия не люблю. Мне нравится, когда все более официально, люди нарядно одеты, можно пообщаться с интересным собеседником. В таких местах я познакомилась со многими людьми, с которыми потом судьба меня очень близко свела.

– А политики вас интересуют? И политика вообще?

– Вообще-то да. Я очень переживаю за страну, особенно когда идут выборы или происходят какие-то скандалы. Когда наши спортсмены выступают на важных соревнованиях, я очень за них болею, не из-за спорта, а потому что наши. Это же престиж страны. Если мы победили, значит, страна сильна. Хотя с ведущими действующими политиками я незнакома.

– Известно, что ваше искусство очень любит Михаил Барышников, который и рекомендовал вас Парижской опере. Вы с Барышниковым лично знакомы?

– Только недавно познакомилась. Я этим летом была на гастролях в Нью-Йорке, и после спектакля общий знакомый передал, что Михаил хочет пригласить меня на ужин. Для меня это было как встреча с небожителем. Мы встретились в ресторане. Барышников сразу сказал, что у него есть всего два часа, а потом ему надо уйти. В результате мы проговорили пять часов. Он необыкновенно значительный, очень образованный, его хочется слушать и слушать. Барышников перед встречей видел меня в «Дон Кихоте» и дал мне несколько советов. Он сказал: «Все было хорошо, но ты должна правильно распределять сцену, не уходить назад, чувствовать пространство». И еще он предостерег от расслабления на поклонах. Мы обычно стараемся подольше кланяться после вариации – и сам можешь отдышаться, и партнеру, который за тобой танцует, тоже время даешь. А Барышников сказал, что затягивать поклоны неприлично: «Не надо устраивать себе отдых».

– Что нового вы покажете в этом сезоне?

– Первая премьера – «Кармен». Эту роль мне предложила сама Майя Михайловна Плисецкая, ее первая исполнительница. Когда-то мы с ней познакомились в Японии, недавно снова там встретились, договорились, что Майя Михайловна порепетирует со мной в Москве. «Кармен» покажут на юбилейном фестивале Плисецкой в Большом театре. Готовлю «Золушку» с Сергеем Филиным, в проекте – балет «Золотой век» Юрия Григоровича. Думаю о «Спартаке», но пока на это нет времени. Мариинский театр тоже не забывает, зовет станцевать Форсайта и «Ромео и Джульетту».

– Когда после спектакля или репетиции вы приходите домой, то┘

– ┘то на меня набрасывается пудель Денни. Очень добрый пес, всех нас любит. Я живу с братом и мамой. Она работает мамой балерины, а это целая профессия. Все свое время она организует мою жизнь. Мой брат по образованию хирург, он окончил Киевский медицинский университет, сейчас работает в медицинском страховании. И ходит на все мои спектакли.

– О вас говорят как о трудоголике.

– Это правда. Самое большое счастье в жизни – когда у тебя получается работа. Я даже репетиции люблю, хотя многие балерины их только терпят.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
536
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2261
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1487
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1115

Другие новости