По выставке слона водили...
Фото с сайта www.millionairfair.ru
Чистокровные ахалтекинские тонконогие лошадки стоимостью в полтора миллиона долларов каждая, вздувая ноздри, косились то на своих мучителей с плетками, то на разношерстную публику. Иногда им удавалось стащить по кусочку резаной морковки с черного рояля за элегантной белой оградой. Российские бизнесмены в дорогих, но плохо сидящих костюмах и с нарядными живыми «барби» под ручку, неловко косились друг на друга и на манекенщиц возле блестящих выставочных автомобилей. Известные российские кутюрье стояли в очереди за бесплатным ристретто из рекламируемой кофеварки. Полуголые красотки пытались изображать счастье в выставленных напоказ пятиметровых джакузи. Им, правда, не удавалось скрыть любопытства к зрителям. В их счастье верилось с трудом. Видно было, что от предметов роскоши они были бесконечно далеки.
Автомобили, дома, самолеты, путешествия, драгоценности, меха, мебель, коллекции вин, виски и сигар, клюшки для гольфа┘ На выставке, входной билет на которую стоит 250 долл., было несколько странно наблюдать «оцепление» из крупных охранных «мальчиков» вокруг простого фуршетного стола в честь презентации нового «Мерседеса». Старые, правда, были не очень интересны российскому денежному покупателю. Более доступные, они красовались у входа. Один из них был как раз тем сверкающим сталью монстром, на котором ездил немецкий канцлер Конрад Аденауэр. Модель так и назвали – Mercedes-Benz 300d-Adenauer. Несмотря на внешнюю изящность, машинка настолько крупная, что господин Аденауэр мог садиться в него, не снимая шляпы.
«Ярмарка миллионеров» – так дословно переводится с английского выставка Millionaire Fair. Эта выставка тщеславия ежегодно собирает самых успешных и знаменитых владельцев бизнеса в Амстердаме. И вот некоторые их них решились приехать в Россию – перед очередной голландской тусовкой. Организаторы московской Millionaire Fair-2005, проходившей в Москве с 24 по 28 сентября, взахлеб рассказывают о первых коммерческих успехах: «Лишь за первый день работы своих хозяев обрели три автомобиля Bentley. Фортепианная фирма Bluethner оформила финансовые документы на три рояля и оговорила контракты на приобретение еще не менее тридцати инструментов. Один из посетителей выставки изъявил желание приобрести остров за 10 млн. долл. – на сегодняшний день готовятся финансовые документы для сделки». Впрочем, ассортимент товаров экспозиции был явно ориентирован на тех, кто мало разбирается в их ценности, зато с удовольствием скупает все, на чем навешены самые внушительные ценники.
Корреспонденту «НГ» удалось прогуляться меж экспонатов для падкого на блеск и позолоту российского покупателя с толстым кошельком. И даже пообщаться с настоящими западными миллионерами. Так, президент немецкого Профессионального объединения немецких производителей фортепиано (FDK), владелец немецкой фабрики Bluethner Кристиан Блютнер-Хэсслер оказался весьма демократичным собеседником. Лист, Вагнер, Брамс, Шостакович, Рубинштейн, Чайковский, Рахманинов, Дебюсси и многие другие знаменитые композиторы и музыканты, короли и президенты не просто играли на блютнеровских роялях – они вошли в длинный список друзей семьи Блютнеров. «Михаил Плетнев – мой лучший друг», – заявил между прочим Кристиан Блютнер корреспонденту «НГ». Рядом сверкали три рояля, гордость фирмы: белая с позолотой копия знаменитого «Короля Луи XVI», уникальный экземпляр со встроенным компьютером, который играет без пианиста, и модель орехового дерева «Николай II». Точно такой же дед Кристиана выполнял по заказу русского царя. «Это мой любимый инструмент, – признается Кристиан. – Стоит он 95 тысяч евро и выполнен из корня орехового дерева, а отделка – инкрустация из клена и французского ореха. Хотя это и не самый дорогой наш инструмент».
Фабрика знаменитых роялей известна с 1853 года, когда сын столяра Юлиус Блютнер запатентовал свою систему внутренностей рояля, по клавишам которого можно барабанить, не боясь, что струны порвутся. Он просто добавил резервную струну, и это было настолько революционно, что заказы посыпались из дворцов европейских королей. Теперь это экспонаты музеев, и играть на них доводится только особо заслуженным пианистам мира.
Впрочем, Кристиан Блютнер рассказал, что покупают у него инструменты не только настоящие музыканты, но и разбогатевшие русские, которые с детства грезили о белозубом квартирном монстре. Во всяком случае, на Россию приходится 10% продаж компании. Для сравнения: 30% блютнеровской продукции «потребляют» США и чуть немногим меньше Европа.
Сегодня Россия «съедает» уже столько же предметов роскоши, сколько все остальные страны вместе взятые. Хотя оценить этот рынок эксперты пока не могут. Существуют лишь разрозненные данные отдельных компаний. Так, объем рынка недвижимости класса «люкс» составляет в России, по примерным оценкам, около 2 млрд. долл., дорогих автомобилей – 500 млн. долл., что сопоставимо с измерениями американских маркетологов по своим рынкам. «В России много обеспеченных людей, и у меня есть планы увеличивать продажи здесь вдвое каждый год», – отмечает Кристиан Блютнер в интервью «НГ», рассказывая, что именно наши соотечественники заказывают наиболее дорогие – золотые и платиновые – инструменты, которые стоят около двухсот тысяч евро. Однако выдать имена клиентов бизнесмен наотрез отказался.