0
1740
Газета Антракт Интернет-версия

23.09.2005 00:00:00

Линии лица Киры Муратовой

Тэги: муратова


муратова Кира Муратова и ее очередная 'Ника'.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

-Кира Георгиевна, экзистенциалисты уверяли, что чем больше мы говорим и пытаемся выговориться, тем меньше понимаем друг друга. Что вы думаете по этому поводу?

– Режиссер отчасти педагог, и он обязан объясняться ясно.

– Но слово, как правило, прикрывает нас. Это наша декорация.

– Большинство людей не умеют, не любят и не хотят слушать. Им главное выговориться.

– Вспоминая учебу во ВГИКе, вы как-то сказали, что то время рождало двоения и троения в личности.

– Люди – это существа довольно странные. Дело не в каком-то определенном характере времени. Бывали времена сложнее, а люди были такие же непростые, как сейчас. Собственно, как всегда. Например, во времена Нерона люди не были сложнее, чем они были и будут всегда. Просто каждое время накладывает на них отпечаток и изменяет натуру людей в зависимости от социально-исторической сложности.

– Советская система долгое время заставляла личность, как вы сами сказали, раздваиваться. Насколько я знаю, вы снимали фильмы, и их клали на полку. Потом вы даже придумали псевдоним – не помогло.

– Я считала и считаю, что советская система была основана на лицемерии. Она ломала и слабых, и сильных.

– И вот больше нет СССР. Человек, с вашей точки зрения, освободился от несвободы?

– Человек стал гораздо более искренним, конечно!

– Вы действительно так считаете? Но ведь мы же сошлись на том, что любая система мало что меняет в людях.

– С развалом Советского Союза человек стал более искренним, более свободным. Я действительно так считаю. Свобода слова во все времена – это возможность быть более искренним! Да, всегда кто-то от кого-то зависит, кто-то чего-то стесняется, потому что кто-то особым образом воспитан. В любой системе личность умом понимает: да, надо быть искренним, надо быть свободным и по возможности порядочным гражданином и человеком. Но уже не может! А вот что касается СССР – уж поверьте, я на своей шкуре испытала, какая это была лицемерная система! Она никого и ничего не ценила, усложняя возможность каждого из нас не просто жить, а выживать.

– Вариант российской демократической системы лучше?

– Да, я считаю, что лучше! Хотя бы потому, что позволяет несколько «снизить» планку лицемерия, пусть ненамного, но этого уже достаточно, чтобы ощутить некую свободу!

– Мне кажется, что нет, не было и не будет в истории человеческого общежития системы, которая позволила бы человеку быть равным самому себе. Не лгать, не лицедействовать, не строить «рожи» брату и другу┘ Любая государственная система не дает личности реального права на свободу, разве что иллюзию, позволяющую жить чуть вольготнее. Вот сейчас за анекдоты не сажают.

– Да, любая государственная система несовершенна, и важен вопрос степени допуска к свободе. Важно, насколько закручены гайки. Сейчас их немного раскрутили. Если вы считаете иначе – спорить не буду. Но мое мнение таково. Против любого другого возражать не стану, но лично я никак не могу думать иначе. В той системе так закручивали гайки – и я в этом «на своей шкуре» убедилась, – что от людей мало что оставалось. Ну а вы, как и более молодое поколение, можете не принимать сегодняшний день.

– А нынешняя «звериная» конкуренция?

– Это нормально! А как же без нее? Но опять-таки возражать не буду – я не агитатор.

– Вопрос о свободе художника, с вашей точки зрения, как-то смягчен новой российской реальностью? Я ни в коем случае не ратую за старую советскую систему, но мне кажется, что лишь единицы «парят» в свободном творческом полете, а остальные «гонят чернуху».

– Недостатков много. Но вы ведь говорите со мной и обо мне? Так вот лично я в СССР была полной рабой!

– А сейчас нет?

– Да нет же, ну! Я раба ну разве только денег! И говорить могу сегодня все, что мне взбрендит.

– Денег по-прежнему нет, а с ними и полной свободы, но зато говорить можно все что угодно!

– Конечно. Я считаю, что свобода слова – это более искреннее состояние человеческого существования в мире, но свобода, как и искренность, никогда не могут быть абсолютными.

– Вот вам придет в голову какая-то творческая идея, а высказать ее окажется не на что. Я говорю о денежных вложениях в труд художника.

– Я все равно свободнее, чем раньше, когда жила, боясь открыть рот и предложить что-нибудь худсовету.

Да, сегодня бывают случаи, когда придумываешь сценарий и потом вдруг понимаешь – это полный идиотизм. Есть другой вариант: рождается сценарий и думаешь – купят его или нет. Сейчас вопрос только в натуральной зависимости: способен кто-то потратить деньги на тебя или нет. Конечно, понимаешь и другое: тот, кто вкладывает деньги в фильм, изначально рассчитывает, какая прибыль от тебя. Он же коммерсант! И я вполне понимаю его логику. Он решает не мои художественные задачи, а считает свои деньги. Другое дело, как он их считает. Если такая его игра меня устраивает – я в ней остаюсь, нет – выхожу. Вот и все. Да, такая живая жизненная ступень имеет свои недостатки и свои достоинства. Но для меня она лучше, чем прежняя советская система. Без вопросов. Посмотрите на мою биографию┘

Еще важен жанр, в котором режиссер работает. Были жанры, которые во все времена абсолютно проходили. Бытовые комедии, например. Незамысловатые мелодрамы. Это не значит, что снимавший их режиссер неискренен. Ему просто, кроме этого, ничего и не хочется сказать! А может быть, и нечего. И он любой системе соответствует абсолютно искренне. Ведь всяк кривит душой, но по-разному! Самое сложное – найти художественное выражение тому, что ты желаешь сказать. Вне зависимости от времени! Иногда понимаешь, что именно хочешь сказать и выразить, но не находишь своим словам и желаниям адекватную художественную форму. Тогда я лично молчу и избегаю работать – но это уже мой дефект┘ К тому же мне никто, как раньше, не говорит: «Не смей об этом думать и даже вслух это произносить! Замолчи!»

– А кто-то особой формы и не ищет. Он ее скорее всего у кого-то «позаимствует»┘

– Ой не знаю┘ Но я так не умею и, когда не знаю, что сказать, всегда повторяю одесскую фразу: «Закрой рот».

– Когда вы приступаете к фильму, вы преследуете какую-то конкретную цель?

– Такой цели-то и нет! Есть импульс. Цель – это же что-то неясное. Если бы ее можно было определить словами, так, может быть, ее вовсе и не было? Представьте, что я располагаю идеей, точно излагающей суть того, что хочу сделать. Ну и чего ради фильм снимать? Статью можно написать, да и все! Но импульс и цель – необъяснимые. И живые. Иначе ни то, ни другое меня не увлекло бы! Цель – это скорее побуждение. Это все равно что человек влюбляется и хочет понять, что и почему с ним происходит, – но понять невозможно. Это ведь чувство? Хотелось бы посмотреть на свои цели и на то, куда они приведут, но это скорее любопытство, не имеющее ответа. Знаете, кто-то считает, что человек покончил самоубийством потому-то, а другой считает, что причин к самоубийству у человека было слишком много┘

Как и у всего на свете. Я думаю, что жизнь – слишком живой процесс, и нам его не понять. Вот я все время пытаюсь идти по намеченному пути, но у меня никогда нет убежденности, что это получится, что будет так, а не иначе.

– В какой момент вам может стать скучно во время съемок фильма?

– В любой момент. Обычно я начинаю скучать тогда, когда все течет так, как ты предполагала, все актеры играют именно то, что ты предполагала, – никаких сюрпризов! Но в тот момент, когда я все «загоняю в пленку» – я так это называю, – творческий процесс становится страшно интересным: он бесконечен в своих шахматных вариациях и возможностях! На монтаже тебе уже никто не мешает, не возражает┘ Это блаженство! И погода не изменится. И актеры не заболеют┘

– Загнанных лошадей пристреливаете даже вы?

– Ну, если вы хотите так вульгарно думать – ваше право. Поймите – монтаж делает меня абсолютно свободной! И вот тогда-то мне становится нескучно!

– А страх перед творческим процессом испытываете?

– Да, но только перед началом работы┘ Там он присутствует со страшной силой. (Смеется.)

– Страх – вещь плодотворная?

– Не знаю, как вам ответить... Наверное, человек от чувства страха становится активнее. Я думаю, страх – это плодотворная эмоция!

– Ради чего вы готовы терпеть раздражение?

– Ради результата. Я очень люблю съемку в принципе. Но когда она уже потекла и первый страх уже улегся... съемка мне больше не доставляет удовольствия. Дальше я жду монтажа – и ради него какое-то раздражение готова в себе усмирять┘

– Ваше отношение к хамству?

– Хамства я не терплю. А в культуре хамство – это отражение жизни. Если хамство в кино художественно – я только «за»! Мне могут возразить: какая гадость┘ вся эта художественность о хамстве! Но художественному я не смогу дать отпор. Хоть хамство, хоть вежливость – это уже высшие вещи┘ Все что художественно – это для меня самое главное в процессе творчества.

– Режиссер Кира Муратова считает, что может дать актеру роль и навязать ему ее концепцию. Режиссер Кира Муратова придумывает свою форму фильму, загоняя актеров, операторов, художников в кадр. Почему я, интервьюер, не могу – с точки зрения многих «звезд» – придумать им/вам роль, загнав в свой текст?

– Если вы мне припишите слова, которые я не произносила┘

Иногда я читаю свои интервью и понимаю: вот этого не могла бы сказать никогда! Нет, я в таких случаях ничего не делаю. Не звоню журналисту, не кричу: как вы посмели! Да и визирую я что-либо редко, так как живу в Одессе. И с интернетом я не очень дружу┘

Интервью – вещь ненужная. Более того, интервью – вредная вещь! Ведь наш с вами разговор – на потребу обывателя. Интервью – это лишнее для художника. Все, что он может сказать, он говорит своим творчеством. А прочее (вздыхает) – для тех, кто быстро хочет понять творческую фигуру и положить ее на какую-нибудь полочку.

Мои фильмы – это мои линии лица, мои страсти, мои страхи...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1330
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3209
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2305
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1846

Другие новости