'Я стараюсь говорить честно'.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
-Юрий Николаевич, ваша трилогия посвящена Гитлеру, Ленину и Хирохито. Вас интересуют люди, игравшие в истории большую роль?
═
– Как раз проблема великого человека меня совершенно не интересует, потому что в аду они горят┘ эти люди. И там им место.
═
– Как вы относитесь к своим сценариям, особенно к тем, по которым были сняты фильмы Александра Сокурова?
═
– Без пиетета. Более того, они перестают быть для меня ценными после того, как написаны. Поскольку литература для меня всего лишь средство возможного духовного делания, от которого я получаю удовольствие. А когда текст написан – я от него все получил и все про него понял. Когда я пишу – я всегда решаю только свои внутренние проблемы. И для меня другой литературы, другого искусства не существует.
═
– То, что вы пишете, и социально-культурное пространство наших дней как-то связаны или вы игнорируете то, что находится за окнами вашего дома?
═
– Если бы я сказал «нет» – я бы солгал. Я стараюсь говорить честно, хотя не знаю, для чего это делаю, потому что ничего более смешного, чем честный разговор на страницах газеты быть не может. Это – полный абсурд! Так вот, то, что мы с Сокуровым пытались делать в трилогии «Молох», «Телец» и «Солнце», связано со временем, связано с проблемой жертвы и покаяния.
═
– Какую внутреннюю проблему вы решали, когда писали «Молох»?
═
– Если человек пишет не про себя, то, на мой взгляд, такой человек вообще не имеет право заниматься искусством. «Молох» – это ведь сценарий не о проблемах Гитлера. «Молох» – это проблема об окружении Гитлера. О людях, которые растаптывали себя во имя великого человека. Им казалось – что Гитлер великий человек. А на самом деле – он ничтожество. Еще одно удобрение истории, которое было растоптано и проклято. Меня в «Молохе» интересовала проблема маленького человека, который отказывается от себя во имя кумира. И в этом плане – это, конечно, про меня. И про всех нас.
═
– А у вас есть кумиры?
═
– У меня, как у каждого человека, есть кумиры.
═
– И они вас уничтожают, так же как ваших героев?
═
– Конечно, потому что нужно служить не кумиру, а Христу. В моей жизни, к сожалению, масса кумиров. Хотя бы гордыня, которой многие из нас служат и во имя которой многие отказываются от самих себя. Служение гордыне подразумевает конъюнктурность, выбивание себе призов, высоких гонораров. А это и есть процесс безжалостного растаптывания себя.
═
– Кто из окружения Гитлера и Ленина интересовал вас больше всего?
═
– В «Молохе» – это, конечно же, Ева Браун, которая, видимо, была неплохим человеком, но полностью уничтожила свою жизнь во имя Адольфа Алоизовича, который был просто не в состоянии любить. Во всяком случае, в человеческом смысле слова. В «Тельце» меня очень интересовала проблема Надежды Константиновны и матери Ленина Марии Александровны. Между прочим, в Гитлере не видно никаких духовных проблесков, а вот в Ленине существует болезнь, которая дает шанс на осознание собственных грехов. К Ленину у меня более теплое отношение, чем к Гитлеру.
═
– Кем вы себя в большей степени считаете – сценаристом или все-таки писателем?
═
– Я сценарист, который не живет киношной жизнью. И писатель, который не живет писательской жизнью. Под писательской жизнью я предполагаю точное слежение за литературным процессом, пребывание на различных презентациях, тусовках, на всевозможных награждениях, где писатель ощущает пульс времени, пульс литературной конъюнктуры и так далее. В этом смысле я не писатель. И точно в таком же смысле я не кинематографист. Я не помню, когда последний раз бывал в Доме кино. Я даже не член гильдии кинодраматургов.
═
– Почему?
═
– Потому что литературная и кинематографическая жизнь связана с пошлостью и транжирством собственных духовно-душевных сил. Я рос в кинематографической среде – моя мама была режиссером дубляжа на киностудии Горького. Я с детства хорошо знаю киноэлиту, и уже тогда понимал, насколько меня ранит чувство злобы, соперничества, которое глубоко укоренено в кинематографическом мире. В литературном мире это происходит еще в большей степени. Потому что литератор сегодня не может материально обеспечить себя. А вот кинематографисты во всем мире высокооплачиваемые люди, даже в России сценаристы чувствуют себя относительно независимо. Так вот, я всегда старался избегать артистического мира, поскольку он построен на злобе и соперничестве. И в этом плане многое проиграл, поскольку передо мной до сих пор – несмотря на некую мою известность – стоят вопросы о печатании. Написал роман – и не могу его опубликовать!
═
– Каковы причины отказа со стороны издательств?
═
– Пишу не в формате, понимаете? А сейчас время формата. Мы заигрались в форматированность в искусстве, в государственной жизни. Вот сейчас в моду опять входит идеологическое форматирование.
═
– Я знаю, что вы написали для НТВ сценарий сериала по произведениям Гоголя. Какую проблему для себя вы решали, работая с этим материалом?
═
– Насколько далеко может завести человека конформизм. И как низко может пасть человек, когда он играет по правилам государства и государственной среды.
═
– Неужели работа с текстами Гоголя решила для вас эту проблему?
═
– Даже пирамидон с анальгином решают какие-то проблемы. По крайней мере уменьшают какую-то боль. Искусство – это же анестезия. И оно сильнее, чем анальгетики.
═
– Боль уходит, но болезнь-то остается?
═
– Болезнь и боль – в какой-то степени равны.
═
– Что такое сегодня наше отечественное телевидение? Пирамидон или наркотик?
═
– Это забивание мозгов программами типа «Криминал», но здесь речь идет уже не об анальгетиках или наркотиках. Речь идет о государственной манипуляции национальным сознанием.
Я вам могу сказать, как мы сейчас живем в нашем государстве. Остатки российского этноса пытаются отучить от политики. Эта идея родилась уже во времена Ельцина. И формулировку свою обрела в процессе поисков новой идеологии, которая может сплотить вокруг себя людей. Люди во властных структурах поняли, что остатки этноса могут в каких-то ситуациях сохранять свою пассионарность, по крайне мере в двух городах – в Питере и Москве. Они вдруг реально испугались, что 150 тысяч человек могут выйти на улицу и снести ельцинский «режим». И у власти родилась задача: как отучить людей от желания выходить на улицу. Во второй половине 90-х годов была найдена модель – внедрение самого низкого масскульта в сознание нации и отучение ее от политической жизни путем того же масскульта. Для этого понадобилось огосударствление всего телевидения. И сейчас падение REN-TV завершает этот процесс. Что можно было бы даже приветствовать, если бы потом появилось что-то кроме масскульта. Но ничего кроме КВН, «Аншлага» и «Фабрики звезд» – нет. И скорее всего в обозримом будущем не появится.
═
– Но «Аншлаг» убрали со второго, государственного, между прочим, канала.
═
– «Аншлаг» нельзя убрать. Он точно и стопроцентно отвечает политике как телевидения, так и властей. Поэтому клоны «аншлага» будут плодиться с невероятной скоростью. Все это ведет к полной атрофии и потере гражданского чувства у остатков этноса. Власть очень боится людей, которые будут ее критиковать, а уж тем более критиковать на улице! И власть нашла совершенно идеальный метод – как разложить человека изнутри, чтобы он оставался возле телевизора и не вышел на улицу. И что мы имеем? Мы имеем дело с деморализацией личности с юных лет. Происходит изгнание даже намека на внутреннюю гражданственность внутри человека, и это становится основной проблемой сегодняшнего дня.
═
– Может быть, государство лелеет какую-то фантастическую идею, о которой мы и не подозреваем. И вдруг эта идея вскоре даст невероятные позитивные плоды?
═
– Фантастические идеи могут вызревать в умах фантастических людей. А у нас в стране таких нет – ни в высшем составе, ни в среднем, ни в низшем. В России нет масштабных фигур для решения масштабных задач. У нас фигуры мелкие. И они действительно затеяли великий проигрыш. Современный мир бросает вызов России – вызов заключается в следующем: сумеет ли нация самоорганизоваться на демократических основах. То, что сейчас делается государством, – это полное отрицание международного вызова. Государство работает на то, чтобы остатки нации – я настаиваю, что нации давно нет, – ни в коем случае не сорганизовались. Это делается неосознанно из-за боязни политических потрясений внутри России. Но упирается это в более глубокую вещь: тот человек, который воспитывается у нас телевидением сегодня, не сможет ответить на военные угрозы ни снаружи страны, ни внутри нее. Угроза снаружи – это возможная война. Внутренняя угроза – путч или переворот. А ответственны за разрушение России руководители массмедиа и верхи, которые провоцируют на это массмедийные структуры.
═
– То есть Виктор Цой сочинил простенькую, но провидческую песню – мы и в самом деле выращиваем не людей, а огурцы на брезентовом поле?
═
– Совершенно верно! И расплата за это может быть очень печальная. Увы, идеология выращивания асоциала создана. Асоциал не способен ответить ни на внешнюю, ни на внутреннюю угрозу.
═
– Каковы шаги по исправлению ситуации?
═
– Нам нужна государственная программа, которая поддерживала бы организацию людей на низовом уровне. Речь не идет о том, будет ли у нас пять партий СПС или одна. Это на данном этапе никакого значения не имеет. Так же, как ни малейшего значения не имеет удвоение ВВП. Сегодня важно и значительно лишь одно: вернуть в человека гражданина. Что такое гражданин? Это человек, умеющий отвечать за себя и своих близких. А уж после этого он начнет отвечать за дела государства. От нации сейчас вообще ничего невозможно требовать, потому что за сто лет она была истреблена. И об этом давно пора сказать вслух! Нам нужно достучаться до верхов. Чтобы они поняли – мы истреблены! Мы нуждаемся в помощи сверху! А иначе мы не можем жить! Не менее сорока лет нужно на создание государственной программы по возрождению нации. И во-вторых, нужен человек, который бы наконец эту нашу главную российскую государственную проблему понимал. Я не вижу пока такого человека.
И вот еще что! Неправда, что у нас нет никакой идеологической и политической программы. Она есть! Это тоталитарно-потребительская идеология, которая деморализует человека с ранних лет. Люди больны и раздавлены. И эта раздавленность угрожает конечному единству государства и способствует скорейшему развалу России. Безответственность рождает фашизм. И не дай Бог, появится пассионарный человек с «коричневыми» убеждениями, который сумеет окружить себя стаей пассионарных людей, – они смогут сделать все что угодно с теми антигражданами, которыми мы являемся.