0
2441
Газета Антракт Интернет-версия

27.05.2005 00:00:00

Охра и кадмий в руках танцовщика

Тэги: васильев, живопись, выставка


васильев, живопись, выставка Владимир Васильев балет рисовать не любит.
Фото Владимира Чобан-Заде

В Московском доме национальностей открылась «Цепочка дней» – выставка картин и акварелей Владимира Васильева. То, что бывший премьер и бывший директор Большого театра давно занимается живописью, знают не только его родные и близкие. С тех пор как он провел первую выставку на квартире Святослава Рихтера, прошло много лет. Как говорит сам Васильев, ныне у него стало больше времени для хобби, и как минимум один летний месяц он посвящает холстам и краскам. «Я учусь во всех музеях мира. Творчество во мне сидит и просится наружу. Не знаю, как нужно рисовать, и это дает свободу, незашоренность взгляда. Я просто делаю то, что не могу не делать. Живопись – это наваждение», – говорит Васильев.

Результат летних штудий природы бывает обильным. Жена творца, Екатерина Максимова, полушутя-полусерьезно жалуется, что результаты васильевского увлечения уже заполонили все стены и в московской квартире, и на даче в подмосковных Снегирях, и в Рыжевке, крошечной деревне в Костромской области, где Васильев и Максимова построили дом. Максимова рассказала корреспонденту «НГ», что она пыталась рисовать лишь раз в жизни, и то по приказанию мужа. Он сунул жене холст и краски, когда однажды, в разгар работы, ему надоело слушать ее жалобное: «Володя, мне так скучно сидеть. Ну сколько можно рисовать? Пойдем лучше гулять!» «Художника из меня так и не вышло – призвания нет», – горестно заключила Максимова.

Рыжевка особенно вдохновляет Васильева – на выставке ее пейзажи представлены вдоль и поперек, зимой и летом, в общих чертах и крупным планом. Есть еще виды Венеции, подвигнувшей Васильева на множество акварелей. Москву, где Васильев прожил всю жизнь, он не рисует – говорит, что здесь «очень шумно». И балета в живописи танцовщика нет совсем. Неинтересно ему балет писать. «Танцуя, я как бы внутренне пел роль, – говорит Васильев. – А в живописи невозможно передать экспрессию танца с той же силой, что я ощущал в исполнении».

Любимые художники четы Васильев–Максимова – импрессионисты. Ими Владимир Викторович и вдохновляется. Знакомые реставраторы как-то увидели его работы и сказали: «Зачем ты вообще танцевал? Ты ж художник!» Иногда Васильев пишет портреты (друзей), но всегда спонтанно. Вот зашел как-то в гости артист Юрий Яковлев, Васильев загорелся и тут же его написал. А Владимира Зельдина написал совсем недавно, к его 90-летию. Зельдин был на вернисаже и сообщил автору этих строк, что и сам в детстве баловался живописью, тоже имеет второй талант (играет на скрипке и на рояле), а Васильев изобразил его в роли Человека из Ламанчи. «В этом портрете я почувствовал чисто человеческое отношение Васильева ко мне. Такой замечательный танцовщик – и еще пишет картины! Когда талантливый человек владеет еще одним даром, это всегда его украшает».

Директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова – давний друг Васильева. Она написала предисловие к каталогу его выставки, а на вернисаже сказала, что качество васильевской живописи растет и на выставке «Второе призвание», которая вскоре откроется в музее, картины танцовщика будут висеть рядом с рисунками Вацлава Нижинского. Сам танцовщик-художник добавил, что в творчестве он «честолюбив, но не тщеславен». «Я никогда не стану академиком», – добавил Васильев. И было непонятно, радуется он этому или сожалеет.

Кроме картин Васильева публике предложили кинонарезку из его ролей: от фрагментов фильма-балета «Спартак» до редко показываемых кадров театральной хроники. Показ танцев сопровождали житейские рассказы Васильева: как поехали они однажды с Максимовой на своем «Ситроене» («тогда во всей Москве было два «Ситроена» – серебристый у Плисецкой и красно-белый у меня») и на полном ходу врезались в лося, перебегавшего шоссе. Васильев комментировал свой неудачный юношеский танец в «Шопениане» («после этого я был уверен. что мне никогда не доверят классику») и поведал, что во время съемок в фильме Франко Дзеффирелли «Травиата» у него мгновенно «сгорали» балетные туфли, потому что танцевать приходилось на ковре, а мягкий ковер – злейший враг для ног классического танцовщика.

В какой-то момент Васильев закричал киномеханику: «Остановите, хватит, я опять там буду вертеться до потери сознания!» Аудитория, состоявшая из друзей и поклонников, хором отвечала: «Вертись, Володя! Нам не надоест!»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
576
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
641
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
399
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
489

Другие новости