Чистый вивризм. Наталия Медведева и Толстый. Париж. 1983 г.
Фото Валентина Тиля Марии Самарина
На вернисажи, как правило, ходят есть и болтать. Избранные смотрят выставку. Не так было в «Клубе на Брестской», где в понедельник при невероятном стечении публики открылась «Большая медведица», выставка 50 фотопортретов поэта и певицы Наталии Медведевой (1958–2003) работы легендарного фотографа Валентина Тиля Марии Самарина.
Фотографии, показанные в России впервые, сделаны с 1983 по 1988 год в Париже, где в то время собралась великолепная художественная компания (Бруй, Хвост, Толстый, Козлов, Васильев, Лимонов), душой которой была Медведева. По-настоящему яркая, Наталия всегда и везде отстаивала право на собственное мнение и собственный голос. Она уехала в США в 17 лет, в 23 Лимонов увез ее из Америки в Париж, который стал для Наташи второй родиной. Здесь она сложилась как художник, здесь она пела, любила, дружила и писала. Здесь вышел ее первый сборник стихов «Последнее 16 декабря 1989 года». Наташа любила Париж и при первой же возможности приезжала сюда, последний раз в марте 1999 года. В Париже с Наташей познакомился ее первый издатель, поэт и телеведущий Александр Шаталов, вспомнивший на открытии историю выхода ее первой русской книги. Лаконично и емко о феномене Медведевой говорил Эдуард Лимонов, сформировавший ее личность и отпустивший Наталию, когда та захотела «жить свою легенду». Он сказал: «За Наталией – будущее, ей будут поклоняться, как Дженис Джоплин. Раньше я не воспринимал фотографии Тиля, сегодня они смотрятся как фиксация интереснейшего пласта русской культуры начала 80-х».
В Париже была создана серия перформансов боди-арта «Пространство чистого вивризма» работы артиста и художника Толстого, который расписал обнаженную Наталию и сам позировал Тилю Марии для фотосессии.
Фотограф Тиль слыл необычной фигурой даже на эксцентричном фоне ленинградского андеграунда 70-х. Его метод «спонтанной фотографии» подразумевал не только отсутствие контроля при съемке, но и «максимум степеней свободы» при печати кадра. В 81-м Тиль переместился в Париж.
До поздней ночи в московском клубе показывали малоизвестные медведевские интервью и концерты. В гитарном сопровождении ее последнего мужа, Сергея Высокосова, выступил с чтением стихов Ник Рок-н-Ролл, первый панк русской культуры. Выставка продлится до 10 июня.