Мардук приближается к жертвенному мясу.
Фото автора
Праздник Нового года в Вавилонии продолжался 12 дней, его отмечали в месяце нисан (март – апрель). Начинался он в период весеннего равноденствия, в начале полевых работ, во время вступления в правление, как считали вавилоняне, светлого бога неба – Мардука. Жители Месопотамии встречали посевную праздничными шествиями и маскарадами. Все дни празднования Нового года считались светлыми. В это время нельзя было наказывать детей, рабов, проводить работы, осуществлять суд.
Адаптированную инсценировку вавилонского праздничного действа не так давно можно было наблюдать в одном из московских ресторанов. Один из организаторов был облачен в костюм жреца богини Иштар. Саму новогоднюю церемонию начали с того дня, когда на центральную площадь выводили жреца бога Мардука либо выносили его статую. Для жреца Мардука было оборудовано место, где он должен был сидеть не двигаясь и никуда не отлучаться до конца празднования – семь дней. Конечно, в современных условиях псевдожрец участвовал в церемонии на протяжении минут сорока.
Главным действом для гостей, приглашенных на вавилонский Новый год, было преподношение жертвенных подарков служителю культа. Актриса «Табакерки» Марьяна Шульц отдала бусы из спектакля Владимира Машкова, писательница Мария Арбатова – свои последние книги, актер Лев Прыгунов – картину с изображением русских праздничных атрибутов – штофа и рюмок. От экс-клавишника группы «Машина времени» Петра Подгородецкого Мардуку досталась фигурка индейца. Затем приступили к гаданиям. Будущее показалось провидцам светлым и безоблачным.
На одиннадцатый день новогоднего празднования в Вавилоне дамы оплакивали судьбу Мардука. Собравшиеся актрисы пытались изобразить плач, но актерское мастерство иногда подводило. Марьяна Шульц, как и многие другие плакальщицы, никак не могла скрыть улыбку во время мистических рыданий. Жители Древнего Двуречья вряд ли поверили бы в такую печаль.
Финалом месопотамского праздника стало сожжение куска баранины. Выглядело данное действо весьма комично, блюдо с кусками жареного мяса пытались сжечь на жертвенном огне. Правда, первоначально задумывалось сжечь чучело овцы, символизирующее зимнее чудовище Кингу, но побоялись, что слишком сильно будет пахнуть гарью. По окончании всех ритуалов гости приступили к угощениям.