Король Швеции Карл XVI Густав и королева Сильвия приехали на похороны князя Монако Ренье III.
Фото Reuters
Завтра, 30 апреля, в Швеции – национальный праздник. Это день рождения 74-го за всю историю Швеции монарха – Карла XVI Густава, появившегося на свет в 1946 г. Так же, как у скандинавских соседей – Дании, Норвегии, – такие даты в жизни королевских домов являются здесь флаг-днями, в честь которых в установленных законом местах поднимается официальный государственный стяг. Состоится, как водится, прием во дворце, по сути, в расширенном семейном формате. Артиллерийский салют и торжественный парадный обед с королевскими особами со всей Европы здесь проводят только по сугубо юбилейным поводам. При сегодняшней демократии – этой «тирании большинства», как выразился британский историк Джон Далберг, – ставится под вопрос даже само существование этой симпатичной, хорошо зарекомендовавшей себя «социализированной» государственной формы правления – конституционной монархии.
А ведь Карл Густав, который стал кронпринцем в 1950 г., всегда исполнял свой долг и нес нелегкий крест обязанностей и официальных ограничений. Он, согласно традиции, получил военное и гражданское академическое образование. Взошел на шведский престол в возрасте 27 лет после кончины своего деда Густава VI Адольфа 15 сентября 1973 г. Его отец погиб в возрасте 41 года в авиакатастрофе. Трагедия произошла в копенгагенском аэропорту в 1947 г. Маленькому принцу был тогда один год. Девиз нынешнего короля – «Для Швеции в ногу со временем», и он следует ему во всем.
Романтическая история женитьбы в 1976 г. на немке Сильвии Зоммерлат (он познакомился с ней в 1972-м на Олимпиаде в Мюнхене, она была переводчицей) как нельзя лучше характеризует шведского короля. Его избранница отнюдь не «голубых кровей», но в конце концов она была признана королевской семьей, риксдагом и стала пользоваться огромной популярностью как «народная» королева Сильвия. Монаршая чета имеет троих детей, а старшая дочь кронпринцесса Виктория (родилась в 1977 г.) – официальная наследница.
Свои личные привязанности и хобби – автомашины, мотоциклы, лошади и еще многое другое – Карл XVI Густав должен оставлять на вечное «потом». Ведь у него более чем достаточно общественных и прочих «факультативных» нагрузок: он председатель Всемирной организации скаутов, председатель шведской организации Всемирного фонда дикой природы, участник многочисленных международных и национальных комитетов, комиссий, академий, институтов и т.п.
Шведский король, как, впрочем, и подавляющее большинство остальных европейских монархов – на политической карте мира насчитывается 27 монархий, и только 4 из них являются абсолютными, – занимает сегодня весьма специфическое положение в национальной госсистеме. Главные королевские функции – представительские и церемониальные, а основная задача – эффективно олицетворять единство нации. Разумеется, он по-королевски прост и всегда открыт к общению. Только в этом месяце Карл XVI Густав с супругой по известным скорбным поводам посетили Монако и Ватикан. Король более 70 раз находился в официальных поездках, побывав уже в 40 странах мира.
Его первое турне в СССР состоялась в 1978 г., в 1991-м – встреча с Михаилом Горбачевым (по случаю вручения президенту СССР Нобелевской премии), в 1997-м – с Борисом Ельциным. По приглашению президента Владимира Путина королевская чета побывала в России в 2001 г. с госвизитом, который имел большой общественный резонанс.
Нешуточный политический скандал разгорелся после того, как его величество в ходе своего официального визита в Бруней в феврале 2004 г. искренне похвалил хозяина – самодержавного монарха. Его, как страстного автолюбителя, впечатлили 350 «Роллс-ройсов» в гараже султана – богатейшего человека планеты. «Неосторожное высказывание», как квалифицировала пресс-служба двора, вызвало бурную полемику вокруг его персоны и судьбы монархии в целом. Ведь шведское правительство, которое возглавляет лидер социал-демократов Йоран Перссон, почитает режим Брунея как разновидность восточных деспотий и нелицеприятно публично его критикует.
Но шведы уже привыкли к тому, что их король допускает порой, как здесь говорят, «grodor» – ляпсусы. Некоторые из них встречают с симпатией, иные – со стонами. Вместе с тем, как любой другой гражданин, он имеет право высказываться по любому поводу. Но на практике свобода слова монарха зависит от содержания его заявлений. Власти замяли этот скандал, чтобы не втягивать общество в опасную полемику. Шведская Конституция была уже и так изменена в 1971 и 1994 гг. таким образом, чтобы монархия в будущем не имела какой-либо политической власти или влияния, а члены королевского двора вообще не высказывались по вопросам политики.
Но, как зафиксировали недавние опросы общественного мнения в стране, авторитет Карла XVI Густава рекордно вырос в последнее время. Всплеск популярности короля отмечен после его речи на церемонии поминовения жертв трагического цунами в Юго-Восточной Азии, когда он 10 января обратился к тысяче присутствовавших в голубом зале ратуши Стокгольма, где ежегодно проходит обед в честь нобелевских лауреатов. Крупнейшая природная катастрофа, согласно официальным данным, унесла жизни более 50 шведов, еще около 1900 чел. числятся пропавшими без вести. «Как я хотел бы быть королем в сказке со счастливым исходом, где все можно поправить, однако я, как и вы все, – с печалью выговорил он, – скорбящий». Когда король с трибуны упомянул о детях, потерявших в результате разрушительного цунами родителей, и вспомнил о гибели в авиакатастрофе своего отца, когда сам был маленьким, он нашел прямой путь к сердцам простых людей.
Никогда еще нынешний король не был столь популярным в Швеции. По свидетельству СМИ, он сыграл ключевую роль в «утешении скорбящей Швеции». Этой же высокой цели послужил своевременный государственный визит шведской монаршей четы в Таиланд в феврале этого года, где Карл XVI Густав и королева Сильвия посетили южные районы тайского королевства, чтобы почтить память погибших там соотечественников.