0
1255
Газета Антракт Интернет-версия

15.04.2005 00:00:00

Зона театрального риска

Тэги: чусова, театр, творчество


чусова, театр, творчество Нина Чусова: 'Хоть горшком назовите – только в печь не ставьте'.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

-Нина, вы любите рисковать?

 

– Да. Причем если уж рисковать, то до предела. Если бы я не рвалась все время вперед и не совершала необдуманные поступки – меня бы в Москве не было. Я могла бы не доехать до театральной столицы, оставшись в Воронеже или в Самаре. А могла бы вообще остаться для всех невидимой.

 

– Самый необдуманный поступок, который вы совершили за последние годы?

 

– (Машет рукой.) Я окончила школу с золотой медалью, и моя мама хотела, чтобы я стала врачом, как и она. А мне всегда хотелось быть артисткой – это уже необдуманный выбор. Что за профессия такая – артистка? Ну а как только я необдуманно пошла в артистки, меня потянуло на другой сумасшедший поступок – в режиссуру. Когда я окончила ГИТИС – это был 2001 год, – надо было устраиваться на работу в театр, но нас туда не очень звали. Это обычная история. И я сама пошла к Константину Райкину, притащила его на свой спектакль «Затоваренная бочкотара».

 

– Как же вы его уговорили?

 

– У меня мощная сила убеждения. Вот мне надо – и все, я должна любым путем свое «надо» получить.

 

– Что сказал Райкин после просмотра вашего студенческого спектакля?

 

– Пригласил меня поставить в «Сатириконе» «Гедду Габлер». Потом я каким-то образом договорилась с Алексеем Бородиным, чтобы он перенес другой мой дипломный спектакль, «Шинель», на сцену Российского молодежного театра. И процесс пошел. Самое сложное – начать! Первая репетиция – тяжело, первое знакомство – ужасно тяжело! Но потом как-то привыкаешь и начинаешь спокойно жить в предлагаемых обстоятельствах. Я знаю многих талантливых ребят, которым не удалось правильно начать, и они «слетели» на обочину.

 

– Сколько вам было лет, когда вы начинали свою театральную жизнь в Москве?

 

– Мне? Да не помню уже. (Заливается смехом.) Я очень давно живу, знаете ли. Хотите, скажу, почему я регулярно рискую? Всю жизнь я считала себя трусихой! Боялась всего, чего можно, да и чего нельзя – тоже боялась! Сегодня я довольно раскованный человек, небоязливый, и это результат преодоления собственных комплексов.

 

– Вам не кажется, что чрезмерная раскованность – тоже комплекс?

 

– Наверняка. Но я сейчас успокоилась. Сейчас у меня уже другое состояние. И риск пошел другого рода – крупнее!

 

– Может быть, ваши профессиональные неудачи, например спектакль «Тартюф» в МХТ, связаны с переоценкой собственных возможностей?

 

– Это в корне неверная позиция. Что значит удачный спектакль или неудачный? Для критиков – это лишь слова, а для меня – жизнь. Любой спектакль – это мой личный опыт! А опыт всегда приносит пользу. К тому же, после того как спектакль вышел и его не очень горячо приняли, у меня не возникает возгласа: «О боже, я сделала такой шедевр, а меня никто не понял!» Я адекватно к себе отношусь. Не бывает, чтобы все в одном спектакле было гладко. Раньше было обидно. Но как только я поняла, что «опыт – сын ошибок трудных», я успокоилась. Теперь делаю только то, что хочу, и никогда не работаю из-под палки.

 

– Многие молодые режиссеры ставят спектакли то в одном театре, то в другом. Почему?

 

– Мне кажется, такое «безобразие» оттого, что мое поколение – это не поколение единомышленников. Как сложился МХТ, как сложился «Современник»? Из единомышленников. Сейчас у каждого своя точка зрения, своя система взглядов┘ Мы вроде бы все дружим, но никогда не составляем друг другу творческую компанию. Мы – по разные стороны. Это переходный период, потому что мы живем в эпоху становления новых идеологических, этических, эстетических ценностей. Сегодня никто не знает, в каком направлении двигаться, где и в чем искать истину. Каждый движется в одиночку и почти на ощупь.

 

– То есть вы поколение «ежиков в тумане»?

 

– Похоже, что да. Например, я не знаю, где мой театральный дом. Я его не вижу. Перемещаясь из театра в театр, я пытаюсь найти «своих» актеров, и если хотя бы два единомышленника найдутся – буду счастлива!

 

– Уверена, что вы нашли уже человек пять как минимум!

 

– Давайте посчитаем. Паша Деревянко, Чулпан Хаматова, Вика Исакова, Саша Урсуляк, Даша Мороз┘ Набирается команда.

 

– Что между вами общего?

 

– У нас одинаковый взгляд на мир и на актерскую профессию. И еще: «мои» актеры – не циники.

 

– Но когда вы работаете с классическим репертуаром, вы достаточно цинично его препарируете.

 

– А мне кажется, что все наоборот. Когда я работаю над каким-то классическим материалом, у меня внутри постоянно присутствует ощущение, что я веду с ним ежесекундный диалог. Я пытаюсь понять автора, взглянув на его мир своими глазами. И я никогда не отрицаю, что ставлю исключительно мое понимание драматургического материала. Согласитесь, что немалый риск – во все без исключения времена – обнародовать свою точку зрения.

 

– Соглашусь. Но вот уверены ли вы, что ваши глаза не косят? Или что у вас нет близорукости?

 

– Уверена. Потому что в противном случае автор начнет сопротивляться и ничего из моих творческих фантазий не получится. И вообще – насколько мы можем быть в жизни в чем-то уверены? Кто мне точно скажет, что именно имел в виду Гоголь в «Ревизоре»? Где истина? В том, как о Гоголе писали его современники? Но их критические статьи – тоже совсем не-гоголевский взгляд. Получается, что правды нет нигде! И в таком случае что за претензии к молодым режиссерам?

 

– Вы относитесь к группе модных московских режиссеров┘

 

– Это журналисты меня куда-то относят. Переставляют с места на место. Сначала меня называли талантливым имитатором, потом – модным режиссером, потом культовым┘ Хоть горшком назовите – только в печь не ставьте. Я очень люблю свой спектакль «Гроза». И когда появились первые неприязненные отклики на него – мне было обидно. В «Грозе» я ни разу не солгала – ни себе, ни другим. Я делала все предельно честно – и как художник, и как человек.

 

– Говорят, вы любимый режиссер Людмилы Путиной, ваш спектакль «Гроза» понравился президенту. Вам такое положение вещей нравится?

 

– Не скрою – мне приятно. Хотя, ей-богу, присутствие Путина на спектакле «Гроза» людей волнует больше, чем меня. Когда Путин пришел на премьеру – вы думаете, мы об этом знали? Нет. Ну да, нас пригласили в ложу, мы выпили шампанское, и нас поблагодарили. Но внутреннего пафоса – типа, боже, какое счастье, царь-батюшка пожаловали – у нас не было! Мы были переполнены другим событием – премьерой! Да, мне приятно нравиться семье президента, но мне также приятно, что мои спектакли любит смотреть Алла Пугачева. Однако я не ощущаю себя обласканной властью. Вот если бы мне кто-то «сверху» дал квартиру или денег!

 

– А у вас до сих пор нет своей квартиры?

 

– Нет, конечно. В газетах пишут, что я деньги лопатой гребу, а на самом деле театр – это не заработок. Это – хобби.

 

– Кино бы сняли, подзаработали. Сейчас все кино снимают – и критики, и певцы, и актеры┘

 

– Пока нет времени. Но я обязательно буду снимать кино. Правда, для этого надо оторваться от театра, который меня буквально поработил! Меня все спрашивают: как ты можешь репетировать сразу два спектакля? А я ничего не могу с собой сделать. Ни секунды не могу без театра. Надо срочно остановить себя, а у меня в голове «Алиса»┘

 

– Вы хотите поставить «Алису в стране чудес»?

 

– Да, но пока не буду раскрывать секретов. Скажу одно: я хочу сделать спектакль для детей круче, чем для взрослых. Хочу таких спецэффектов!.. Та-ко-го хочу!.. Но я ношусь с этой мечтой уже три года, а денег ни у кого нет. Все считают, что детский спектакль можно сляпать за два месяца. Причем на остаточном бюджете. А я хочу – настоящую сказку! Если в детстве маленькие человечки узнают, что такое улететь от восторга к звездам, дальше у них больше никогда не будет серых будней и серых вопросов: почем колбаса? Именно в нежном возрасте формируется все! И будущее страны тоже.

 

– Есть мнение, будто режиссер может поставить даже телефонную книгу.

 

– Это правда. Для меня вообще нет неодушевленных предметов. Весь мир живой – он движется и дышит.

 

– Вещи и мебель в доме воспринимаются вами как-то особенно, как театральная декорация?

 

– Дома приходится отвлекаться от театра и сидеть на обыкновенных стульях и за обыкновенными столами. Хотя весь мой дом наполнен символами. Одно время у меня было религиозное настроение, и вся квартира была уставлена иконами. Потом произошел резкий поворот, и дом заполонили маски, куски дерева┘

 

– Великая Сара Бернар не прерывала театральную жизнь ни на секунду. Она даже спала в деревянном гробу, на котором было красиво выписано ее имя┘

 

– Ой, слушайте, наверное, она думала, что она – вампир! Это болезнь. Мы все периодически страдаем подобными болезнями. Я поймала себя на мысли, что хожу только в восточных халатах. Надо развести границы между театром и жизнью. Собственно, все депрессии у нас только оттого, что мы переносим какие-то театральные страсти в жизнь. Я стараюсь уходить от всего этого – собираюсь и куда-нибудь уезжаю. Недавно была на Кубе! Там такая фантастическая необузданная сила природы, что вся театральщина из головы выдувается. Мы с друзьями сняли машину и колесили по всему острову. Наша жизнь каждое утро начиналась с глотка рома, потому что воспринять кубинскую действительность в нормальном состоянии невозможно – она сводит с ума! Кубинцы ничего не едят. Пьют ром и сигары курят. Никто не работает! Ничего в стране не происходит! Интернета нет. Что-то сломалось и надо починить – никого не найдешь. Все отдыхают. И телевизор плохо показывает. Так что в конце месяца нам было все равно – во что одеться и как выглядеть: платком обернулся и пошел! О каком театре речь? Происходило вычищение мусора из головы, из души.

 

– Ваш главный жизненный принцип?

 

– У меня вообще нет принципов. Разве что один: я не общаюсь с людьми, которые мне не симпатичны. И еще: нужно уметь быть гибкой. Надо не давить на человека, а потихоньку его скручивать. А в общем у меня сейчас очень хорошее настроение. Мне кажется, что я горы могу свернуть!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1333
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3212
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2310
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1850

Другие новости