Баронесса Филиппина де Ротшильд и Ирина Антонова – воплощенная экспрессия.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Открывать выставку «Искусство и этикетка» в Москву, в Музей частных коллекций, приехала баронесса Филиппина де Ротшильд. Как заметила наследница знаменитого во Франции замка Мутон, с директором Пушкинского музея Ириной Антоновой, которая также представляла новую экспозицию в день открытия, они виделись не впервые. Их знакомство состоялось в 1976 году во время гастролей «Комеди Франсез» в Большом театре, Филиппина де Ротшильд тогда блистала на сцене. Но в 1981-м она оставила карьеру драматической актрисы ради виноделия и создания передвижной выставки. Благо к тому времени уже было из чего ее создавать.
«Отчество мое Филипповна», – начала свой рассказ о пути со сцены в большой бизнес Филиппина. И этим многое сказано. Барон Филипп де Ротшильд (1902–1988) был успешным виноделом. А еще – удивительно общительным человеком. Среди друзей его числились Пабло Пикассо, Жорж Брак, Сальвадор Дали, Марк Шагал, Василий Кандинский, Энди Уорхол, Френсис Бэкон, Жан Кокто. Дружбу скреплял терпкий вкус вина «Шато Мутон Ротшильд», десять ящиков которого полагалось каждому, кто нарисует этикетку к бутылкам, предназначенным для очередного розлива вина нового урожая. И поскольку творческую свободу художников никто не стеснял и уж тем более – ничего специально не заказывал (все было основано исключительно на дружбе), так и накопилось собрание живописных шедевров, которые Филиппине оставалось только собрать воедино и поместить каждый в специальную стеклянную коробочку, словно взятую из набора коллекционера-энтомолога. Ей же в наследство достался талант быть в авангарде современного изобразительного искусства (последняя по времени этикетка в коллекции баронессы принадлежит известному российскому художнику-концептуалисту Илье Кабакову). А как иначе, если по правилу, заведенному ее отцом еще в 1924 году, каждый год этикетка должна быть выполнена новым художником? Без художников обходились лишь дважды. Первый раз исключение сделал сам Филипп де Ротшильд, выпустив в 1977 году вместо этикетки «посвящение Английской Королеве-Матери». Тогда королева Елизавета три дня гостила в замке Мутон по случаю своего официального визита в Бордо. На изготовление этикетки в честь этого события бароном было получено согласие ее величества.
Второе исключение сделала уже Филиппина: в год миллениума решено было просто выгравировать на бутылке герб рода – аугсбургского овна, с золотой фигуркой которого баронесса не расстается и носит ее в качестве украшения. В остальных случаях на этикетках самовыражались гении своего времени. Так, Марк Шагал создал на этикетке сказочный мир-космос, в котором мать протягивает ребенку гроздь винограда, а рядом с ним ягоды клюет птица. Кейт Харинг отдал предпочтение танцующим барашкам. Жан Кокто изобразил на эскизе к этикетке профиль сатира, в котором нетрудно узнать черты его ближайшего друга актера Жана Маре. Бельгиец Поль Дельво фантазировал на тему запретного плода. А развенчивавший мифы потребительского общества Энди Уорхол, когда и ему в 1975 году представилась возможность увековечить свое искусство в замке Мутон, остался верен себе и, отказавшись от традиционного овна и виноградной лозы, просто изобразил на этикетке портрет барона Ротшильда, видимо, отдавая дань талантам гениального рекламиста своего времени. Илья Кабаков показал бесконечное вращение мира, которое видится ему во множестве белоснежных крыльев, уносящих от земного к райскому.
За четверть века выставка побывала во многих музеях мира, в России она сначала гостила в Эрмитаже. В Москве же к ее торжественному открытию был приурочен аукцион, который проходил в Олимпийском зале Пушкинского музея в рамках вечернего приема. Участвовали его превосходительство посол Франции в России господин Жан Каде, частные коллекционеры редких вин, известные рестораторы, владельцы винных погребов и столичных модных бутиков.
Вел аукцион актер Леонид Ярмольник. На торги выставлялись бутылки вина «Шато Мутон Ротшильд» 2002 года розлива. Были представлены бутылки как стандартного объема 0,75 л, так и редкие экземпляры, например «Навуходоносор» объемом 15 литров. Все проданные образцы баронесса Филиппина де Ротшильд лично подписала и передала новым владельцам. По результатам торгов было выручено 23 000 евро. Стартовые цены лотов в ходе аукциона поднялись в среднем в 4 раза.