Татьяна Парамонова и Татьяна Миткова. О своем, о женском.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Мужчины тревожатся: мода на борьбу за равные с ними права у женщин вроде бы прошла, но дамы тем не менее от притязаний на лидерство отказываться не спешат. Так, обозреватель «НГ» Николай Климонтович недавно зафиксировал очередное серьезное изменение в жизни российского общества, посетовав, что изящная словесность у нас давно и, видимо, надолго узурпирована слабым полом (см. эссе «О поголовной женской грамотности» в «НГ» от 01.03.05). Все так, но только еще серьезнее. Женщины давно узурпировали и все остальное тоже. Ибо есть в России много выдающихся женщин-главбухов, женщин-наркологов, с чьими исследованиями считается ООН, женщин – реформаторов железнодорожного транспорта, женщин – директоров молочных заводов, женщин-физкультурниц, женщин, активно развивающих финансовую систему, женщин-адвокатов, женщин, серьезно занятых строительным бизнесом, et cetera.
Лучших из них – прекрасных, женственных и слабых на вид, но при этом могущественных, властных, влиятельных и талантливых в самых, казалось бы, неподходящих для слабого пола профессиях – собрали в Оружейной палате Кремля, чтобы отдать должное, то есть конфеты, цветы и награды за заслуги перед Отечеством. Там проходила очередная церемония вручения национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия», организованная Российской академией бизнеса и предпринимательства и Российским союзом промышленников и предпринимателей.
Женщин за неженские достижения награждали настоящие мужчины. В этот вечер в Кремле встретились народный артист России Юрий Николаев, художник Никас Сафронов, адвокат Анатолий Кучерена, главный редактор «Огонька» Игорь Вдовин, искусствовед Святослав Бэлза, телеведущий Владислав Флярковский. Вел церемонию Владимир Березин.
В номинации «Женщина-финансист» победила первый заместитель председателя Центрального банка РФ Татьяна Парамонова, которая не без гордости говорила о своей роли в экономике России. Лучшим журналистом была признана главный редактор службы информации «НТВ» Татьяна Миткова. Сказав, что новости приучают к лаконизму, она просто пожелала всем весны. В номинации «Физическая культура и спорт» в этом году отмечена вице-президент Всероссийской федерации художественной гимнастики и главный тренер российской сборной Ирина Винер, признавшая, что, к ее радости, художественная гимнастика постепенно становится видом спорта популярным и массовым.
Другие номинантки в благодарственных речах старались не говорить о профессии, а затрагивали вечные темы. Так, награжденная в номинации «Научная деятельность и образование» заведующая кафедрой социологии Финансовой академии Галина Силласте напомнила вопрос, который не давал покоя знаменитой железной леди Маргарет Тэтчер: почему, если женщина проявляет инициативу, – ее называют вредной бабой, если же это делает мужчина, то он – хороший парень. А гендиректор «Транспортной инвестиционной корпорации» Наталия Комарова (отмеченная в номинации «Бизнес – развитие») посетовала, что многое в стране держится на хрупких женских плечах, и сказала, что все неженские обязанности давно бы передала в надежные мужские руки, но «кони все скачут и скачут, а избы горят и горят».
Лучшей актрисой была признана Алиса Фрейндлих. На момент вручения премии БДТ как раз гастролировал в Москве, но Алиса Бруновна явиться в Кремль не смогла – играла спектакль. В прошлом году, когда лауреаткой в этой же номинации стала Лия Ахеджакова, Галина Волчек заменила в «Современнике» ее спектакль, чтобы премия была получена в срок и в подобающей обстановке. Поскольку гастрольные спектакли отменять нельзя, было предложено привезти премию Фрейндлих прямо на сцену. Но Алиса Бруновна сказала, что столь почетную награду в гриме шута (она играла в «Двенадцатой ночи» Шекспира) ей принимать неловко, и тогда было решено сделать для нее исключение и вручить премию в другой день.
Парад красавиц и тружениц в музыкальном сопровождении солистов Большого театра продолжался до позднего вечера, гости еще много говорили о «роли женщины в очеловечивании мужчины», об общественном признании этой роли, а также о скачущих конях и горящих избах.