0
2331
Газета Антракт Интернет-версия

11.03.2005 00:00:00

Исповедь модного человека

Тэги: каплевич, театр, дизайн


каплевич, театр, дизайн Павел Каплевич: «Да, я такой, я постоянно работаю!»
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

– Вы стали известны прежде всего как театральный сценограф.

– Сценографией я всегда занимался как вторым трудом. Первый труд – это костюмы. Вот моя фишка, и вот мой хлеб.

– Где вы учились создавать театральные костюмы?

– Учиться можно где угодно. Я, например, окончил актерский факультет Школы-студии МХАТ. Никакого другого образования не имею и рисовать стал в 23 года. Я много лет наблюдаю за теми, кто добивается успеха в разных областях, и с интересом отмечаю для себя, что появился круг людей, которые достигают чего-то не в той профессии, которой их учили в институте, а рядом. Например, архитектор Сергей Бархин, ставший сценографом; клоун Валентин Гнеушев, переквалифицировавшийся в режиссера. Или один из ведущих декораторов Андрюша Дмитриев – филолог по образованию. А Юрий Грымов? Вот и я из этой волны. Раньше всюду требовали диплом. И на какие только ухищрения не шли директора театров, чтобы меня как-то тарифицировать. Сегодня, слава богу, ты себя тарифицируешь сам: о чем ты договариваешься, такова и твоя тарификация. Вот сейчас я занимаюсь продюсированием, и пока это мне гораздо интереснее, чем придумывать декорации или костюмы. Целый год жизни я и мой партнер Олег Тепцов занимались новым телепроектом. Жаль, что пока я не уполномочен говорить о нем подробно.

– Театральный художник – это в большей степени столичная профессия, ею можно заниматься только в крупных городах, где на театральное дело власть выделяет какие-то деньги.

– Вы знаете, я сам из города Туапсе. Это очень маленький город с населением 50 тысяч людей. Никакой лучезарности по отношению к тому, что происходит в глубинке, я не испытываю. Проблем много. И заработать в театре очень трудно. Особенно если заниматься серьезным театром, а не делать «развлекалово». И в Москве трудно так же, как в провинции.

– Кто является брэндом в сценографическом искусстве?

– Ну какой брэнд?! Театральные художники – люди очень скромные. Но я не о себе. Я лично наглый. Меня уже никто из режиссеров не приглашает работать – все меня боятся. (Смеется.) Потому что я прихожу со своей позицией, меня голыми руками не возьмешь. Я требую от режиссера какой-то идеологии, какой-то конструкции. И к тому же я человек материально независимый от театра, зарабатываю деньги другим способом. Поэтому работаю в театре только тогда, когда мне это действительно интересно.

– Что вам сегодня интересно?

– Ну, например, проект, который мы намереваемся осуществить совместно с режиссером Андреем Жолдаком для театра «Современник». Это спектакль по роману «Вся жизнь впереди» Эмиля Ажара. В главной роли – моя любимая Галина Волчек. Я и продюсирую этот проект, и буду делать там костюмы. А сценографом будет Юрий Купер. Замечательный художник, который был близким другом автора.

– Как вам удалось Галину Волчек вернуть на сцену?

– Пока еще не вернул. Мы в процессе, но надеюсь, что все будет хорошо.

– Чем еще занимаетесь?

– Вот сегодня ехал в машине утром. У меня было шесть звонков. Я одновременно помогал в поставке каких-то курей, в следующий момент я занимался каким-то клубом, который нужно было куда-то двинуть, параллельно я говорил с Жолдаком и тут же обсуждал литературную премию, ее идеологию. Потом был звонок из Франции по поводу строительства огромного павильона. Дурдом! У водителя, который меня вез, волосы дыбом встали.

Но так жить очень тяжело. Наступает момент, когда от напряжения во мне все закипает, и я обязательно срываюсь на ком-то. Друзья вынуждены меня терпеть...

– У вас замечательные друзья.

– Да. Например, Саша Балуев. Мы вместе с ним учились в институте. Он крестный моего сына, я крестный его дочери.

Я по многу лет ращу людей, которые в один прекрасный момент мне помогут. Долго приучаю их к театру, которым занимаюсь, вожу в музеи, они ездят со мной на гастроли в Колумбию, в Америку┘ Группа людей, так или иначе завязанных с бизнесом, всегда рядом со мной. Я их искренне люблю и не могу сказать, что у меня просчитаны все ходы. Мы действительно дружим.

– Но ходы все-таки просчитаны?

– Изначально, может, и просчитаны, но ведь люди к тебе прирастают! Мне многие говорят: «Вот, ты опять в телевизоре, на радио, в кино, в театре! Ты – везде!» Поймите: я должен отвечать за деньги, мне надо быть известным, чтобы в мои проекты можно было инвестировать капитал. То есть мне надо постоянно выстраивать некую банковскую историю. Но я в определенном смысле маргинал и никаких доказательств моего существования на земле, кроме спектаклей и художественных проектов нет.

– Трудовая книжка нигде не лежит?

– Нигде не лежит.

– Вы начинали работать с Кириллом Серебренниковым над спектаклем «Сладкоголосая птица юности»┘

– Но в результате по обоюдному согласию разошлись. Мне интересно работать, когда есть какой-то момент поиска, и неинтересно, когда режиссер приходит и говорит: «Вот тут так хочу, а тут – эдак». Кирилл именно такой режиссер. Вот с Мирзоевым мне было интересно, мы с ним разговаривали, искали┘

– Но вы и с Мирзоевым расстались, что случилось?

– Ничего катастрофического. Расстались и расстались. Мы слишком долго были вместе. Справедливости ради могу сказать, что Мирзоев всячески старался наш конфликт погасить, устранить.

– Как вы думаете, что будет в ближайшие годы актуально в российской культуре?

– Лет пять будет экзотики очень много. Причем везде! В основе экзотических экзерсисов – яркий и звонкий уход от реальности. «В период безвременья звонкая монета чаще всего оказывается фальшивой» – это тыняновская формулировка. Сущностные персонажи обычно очень тихо существуют. Это видно на примере Германа, Сокурова, Васильева.

Кстати, я с Васильевым тоже, слава богу, три года проработал. Сделал «Шестеро персонажей», «Дюма» и «Бесы». Это было самое начало моей творческой биографии. А потом я и оттуда ушел, как колобок.

– Павел, скажите, артхаус – умирающее искусство?

– Нет, это то, что всегда выживает. Он же альтернативен всему. Вообще артхаус и андеграунд часто меняются местами. Для меня и артхаус и андеграунд – это постоянный поиск. Поэтому я с одинаковым удовольствием буду работать и там и там. Что я, собственно, и делаю. Мне интересны поиски Чернякова и всполохи Жолдака. Слушайте, а как мне интересен Велимир Хлебников! (Хлопает руками по бокам.) Вот фигура так фигура! Там такие бездны! Андрей Разбаш, мой приятель, вычитал у него грандиозную строчку, написанную в самом начале ХХ века: «И башни мирового торга, где бедности зияют цепи, с лицом коварства и восторга ты превратишь однажды в пепел». Никаких башен никакого мирового торга в начале ХХ века еще не было. Но за сто лет до нью-йоркской трагедии он ее описывает. Причем «восторга» у него звучит как «востока»┘ Нострадамус так Нострадамус!

– А вы могли бы восемь лет работать над одним-единственным проектом?

– Нет. Во-первых, меня интересует все разное. Во-вторых, я не могу каждый день на работу ходить. Я слишком разветвлен. Сделал больше 150 спектаклей, штук 80 фильмов. Рекламу – например, зефира «Шармель». А параллельно я занимаюсь коммерческим строительством: рестораны, бизнес-центры, торговые центры, даже кинотеатр «Победа».

Мне Рустам Хамдамов, издеваясь, говорит: «Ты Паша у нас – «горшочек, вари!». Да, я такой, я постоянно работаю, и мой горшочек все время варит!

– Сколько вам нужно времени, чтобы придумать дизайн для кинотеатра?

– Минут десять. Не знаю┘

– А сколько уходит времени на постановку спектакля?

– Ну, это по-разному. Бывает, что и год придумываешь, убеждаешь режиссера, интригуешь.

– Наверное, вы не принимаете идеи режиссера?

– Я все принимаю! Я вменяемый человек, со мной можно разговаривать. Но мои костюмы часто не столько обслуживают концепцию режиссера, сколько выступают в роли самостоятельной идеи. Я не знаю, почему так получается. «Хрусталем по гвоздям!» – так пишут критики. Вывод? Вот иди, наш самостийный художник Пашулечка, и делай собственные шоу. Но на режиссерскую работу я не пойду. Я человек южный, поверхностный и скользящий по жизни модный персонаж. Не более того.

– И давно вы осознали, что вы – модный?

– Сколько живу в Москве – столько меня и называют модным. Да, я такой! Я имею артистическую сущность. Когда я учился в Школе-студии МХАТ, там была такая штука: нас усложняли. Из нас делали более образованных людей, нам прививали серьезное отношение к культуре, к профессии. Наши педагоги, и мой мастер Павел Владимирович Массальский, были для нас образцом классики. После института я прожил шесть лет в Ленинграде. И все это вместе шлифовало мою «южность», истончало ее, рафинировало. В итоге что-то получилось. И это многих раздражает.

Мои костюмы – коммуникативные, они легко налаживают связь с аудиторией. (На минуту замолкает.) Думаю, что я вполне могу стул обучить своей идеологии и технике.

– Для того чтобы обучать кого-то или что-то, нужно быть усидчивым, опять же – на работу ходить┘

– Я вполне могу быть усидчивым, когда надо. Но я так устроен, что не могу сидеть без дела. У меня однажды была вынужденная пауза. И я начал рисовать пейзажи. Кочегарил их, как будто на потоке стоял, теперь могу ими десять выставочных залов заполнить. Живу «по импульсу», одним словом.

– А как же семья при таком темпераменте?

– Там другое. Дома мне никто не надоедает. Я обожаю жену и детей. Суббота и воскресенье для меня святое. Если это зима – мы едем с сыном на лыжах. А вечером обязательно играем с женой в нарды.

– Играете только по выходным или каждый вечер?

– Каждый вечер. Это же у нас ритуал! Мы делаем это вместе! Все в доме легли спать, а мы вдвоем сели и играем. У меня жена очень красивая! И очень умная.

– Она такая же веселая, как и вы?

– Нет, она не солнечная. Она, наоборот, очень серьезная. Глубокая. Тонкая. Для нее дом и семья – базовые ценности, на которые нужно каждый день работать. Я ей в этом подчиняюсь. И стараюсь помогать.

– А вы злой человек?

– Жена говорит, что злой. Но я думаю, что не злой. Просто я живу в сжатом времени. Я успеваю за час сделать столько, сколько другие за месяц┘ И кто-то должен платить за мое сжатое время. Например, друзья, на которых я постоянно срываюсь и кричу!

– Вы считаете, что это нормально, когда человек может себе позволить расслабиться таким образом?

– Нет. Это ненормально! Вчера я наорал на свою ученицу, а у нее потом был страшный срыв. Она, конечно, была виновата отчасти, но совсем не на тот градус, на который получила┘ И я страдал потом ужасно.

– На вас ярко-оранжевая куртка, вы поклонник «оранжевой» революции?

– Все проще. Когда холодно – хочется оранжевого или желтого. Хочется согреться.

Что же вы не спрашиваете, почему у меня галоши на ногах? Или о моей шапке? У меня шапка от Ямамото. Видите? (Надевает свою шапку с кожаными ушами.) Это абсолютно татлинская шапка! Родченко мог бы ходить в такой шапке┘ Ботинки у меня от Джан-Франко Ферре┘ А носки – знаете какие? (Хитро прищуривается.) Хельмут Ланг. Одним словом, все у меня правильное.

– Что значит правильное?

– Человек, который понимает в одежде, подтвердит, что у меня нет ни одной случайной вещи. И это при кажущейся внешней безбашенности и разгильдяйстве. Мой образ – это всегда выстроенная художественная композиция.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1327
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3206
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2302
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1842

Другие новости