Министр иностранных дел Италии Джанфранко Фини изучает русскую иконопись.
Фото Reuters
Главнейшим из искусств для нас является итальянское. Впрочем, не только для нас одних, конечно, но выставка «Россия–Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича», охватывающая десять веков русского и итальянского искусства, которая открывалась в минувший понедельник, иллюстрировала именно первое.
В то, что она когда-либо состоится, верилось с трудом. Грандиозному замыслу много лет. Но непосредственная работа над выставкой началась только полтора года назад, когда высочайшее добро на ее проведение было получено на уровне глав государств. Сначала было задумано посвятить самостоятельные разделы национальным театрам, фотографии, музыке и литературе. В конечном итоге остановились на живописи и архитектуре.
Торжественное открытие проходило в Итальянском дворике Музея имени Пушкина. При небывалом скоплении гостей, но в дипломатической тишине и строго по протоколу, поскольку открывали выставку кроме ее вдохновительницы директора музея Ирины Антоновой глава МИД Российской Федерации Сергей Лавров, министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов, итальянскую сторону представляли соответственно министр иностранных дел Италии Джанфранко Фини, министр культуры Италии Джулиано Урбани и Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Италия в России Джанфранко Факко Бонетти.
Министры поочередно говорили о родстве латинской и славянской культур и об общих византийских корнях всего того прекрасного, что дали миру Россия и Италия. Сергей Лавров подчеркнул, что сам факт проведения этой выставки в Москве выходит далеко за рамки просто гуманитарного проекта, говорил о том, что для проведения подобных масштабных мероприятий необходим не только соответствующий культурный, но и политический, а также социальный и экономический контекст.
Александр Соколов сформулировал значение выставки, как диалог гражданских обществ. Итальянские же государственные деятели в своих речах больше склонялись к лирике, так, господин Джанфранко Фини цитировал Гоголя, а министр культуры Италии напомнил о том, что «взаимное восхищение» (такой подзаголовок эта выставка носила в Италии) действительно длится веками, что именно итальянцы когда-то строили Московский Кремль.
Когда смолкли аплодисменты, гости в порядке очередности отправились осматривать выставку. Экскурсию для высоких гостей проводила сама директор музея Ирина Антонова.
Кто-то, пытаясь присоединиться к министерской экскурсии, шумно доказывал охране свою принадлежность к дипкорпусу. Но тщетно, собравшимся объяснили, что придется подождать у парадной лестницы, пока министры и послы ознакомятся с русской иконописью, и только потом всех остальных допустят до Возрождения. Тем временем высокие гости восхищались шедеврами, замирая то у эскиза Карла Брюллова к «Последнему дню Помпеи», то у портретов Левицкого. Господина Джанфранко Фини больше всего прочего поразил «Демон» Врубеля, украшающий самый центр зала, посвященного живописи XX века. После экскурсии министры удалились на переговоры.
В день открытия выставки «Россия–Италия». Сквозь века. От Джотто до Малевича» среди прочих гостей, обычно не пропускающих подобных мероприятий, в Музее имени Пушкина были замечены писатель Владимир Войнович, мультипликатор Юрий Норштейн, директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова, поэт Белла Ахмадулина, художник Борис Мессерер, оформлявший выставку, телеведущий Владислав Флярковский, искусствовед Святослав Бэлза, заместитель директора Музея Востока Татьяна Метакса, мэр небольшого итальянского города Сан-Сеполькро и другие.
Как рассказала «НГ» старший научный сотрудник музея Виктория Маркова, в России вообще мало кто знает о существовании Сан-Сеполькро, а это, оказывается, родина знаменитого итальянского живописца Раннего Возрождения Пьеро делла Франчески. Во многом благодаря мэру этого городка москвичи могут полюбоваться фрагментами фрески Пьеро делла Франчески, ранее неизвестными не только широкой публике, но и специалистам. Фрески XV века были обнаружены почти случайно в одном из старинных монастырей этого города в 1954 году.
Завершилось торжественное открытие концертом солистов театра «Ла Скала» ансамбля Scalijero, музыканты порадовали искушенную публику произведениями Россини, Пяццолы и Бернстайна.