0
856
Газета Антракт Интернет-версия

11.02.2005 00:00:00

«Мастерская Фоменко» – не диагноз аутизма

Тэги: кутепова, театр


кутепова, театр Мечтательная натура.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Так случилось, что я училась в ГИТИСе (на театроведческом факультете) параллельно с актерско-режиссерским курсом Полины Кутеповой, Гали Тюниной, Вани Поповски. Мы виделись регулярно в буфетах, в библиотеке родной альма-матер; знали все их студенческие работы наизусть, так как регулярно бегали всем ГИТИСом на курсовые спектакли «фоменок». И вот, много лет спустя мы с Полиной сидим в театре, которым руководит Петр Наумович, и пытаемся говорить о творчестве┘ Разговор идет с переменным успехом: то легко, то трудно. Полина иногда хохочет, иногда долго молчит, обдумывая вопросы. Отвечает очень честно и ответственно. Еще более ответственно правит собственные слова в интервью. Приходится смириться, ведь каждый имеет право выходить к толпе в том «наряде», который он, и только он, для себя выбрал.

– Вы можете сыграть на сцене то, чего вы никогда не испытываете в жизни?

– Да. Для меня это было открытие. Вдруг оказалось, что сцена дает возможность испытать те чувства, которые ты не испытываешь в жизни. Фантастически, да? Ты погружаешься в условия роли и выходишь на какие-то совершенно новые для тебя ощущения.

– А как вы считаете, то, что актеры в жизни существа необыкновенные, – это легенда?

– Не думаю. Более того, я даже уверена, что среди актеров часто встречаются весьма колоритные натуры.

– Вы себя к ним не причисляете?

– Конечно, я думаю про себя, что я тоже необыкновенная (смеется).

– Еще обыватель считает, что актеры – люди ненормальные, вы согласны?

– Да, все люди ненормальные, норма – понятие относительное.

– Не надоело ли вам столько лет существовать в рамках одного и того же так называемого фоменковского стиля, используя одни и те же приемы игры, наживая штампы?

– Не надоело. Что же касается штампов – я была бы счастлива иметь их как можно больше. Есть такое выражение: чем больше штампов – тем лучше актер. И чем лучше актер, тем больше штампов.

– А не скучно повторяться?

– Нет. Мне кажется – это так естественно, когда люди, воспитанные одними педагогами, существуют в некой единой логике игры, исполняя те или иные роли. Было бы странно, если бы мы все существовали в разных системах координат. «Мастерская Фоменко» – сложившийся ансамбль, который играет в одну игру. Вопрос в том, хочется ли попробовать играть в другую игру. Хочется.

– Если вы окажетесь за пределами «Мастерской», что будет, сможете ли вы играть с другими партнерами и в другой стилистике?

– Ну, все-таки «Мастерская Фоменко» – это не диагноз аутизма, у нас в театре работают вполне вменяемые актеры, которые много снимаются, играют в других театрах, и у них это неплохо получается.

– Творческий кризис, связанный с невозможностью играть в другую игру, испытали многие актеры театра Анатолия Васильева, по каким-то причинам покинувшие его «Школу драматического искусства».

– Я могу их понять.

– Я часто ловлю себя на мысли, что, разговаривая с людьми, я мысленно беру у них интервью, то есть переношу свою профессию на повседневное существование. У вас бывает такое?

– У меня были периоды, когда я вдруг понимала, что жизнь разбираю, как пьесу. Я не раз ловила себя на мысли, что и на людей, которые меня окружают, и на их поведение я тоже иногда смотрю как на пьесу. Но это ощущение возникает только в страшной замотанности, когда спектакль на выпуске.

– Не успеваете перевести внутренний взгляд с мира сцены на мир жизненной реальности?

– Иногда не успеваю. Но не могу сказать, что такое происходит со мной постоянно.

– А за пределами театрального пространства – и в прямом и в переносном смысле – вы человек спокойный? Вы можете равнодушно взирать на себя со стороны, не осуществляя постоянного самоконтроля?

– Ну, я не думаю, что человека можно так вот обозначить парой слов, загнав его в какую-то формулу. Мне кажется, что никто по отношению к собственной жизни не может быть равнодушным. Кто же будет на себя поплевывать?

– Вы можете с полной уверенностью сказать, что вы вполне удовлетворены собственным исполнением той или иной роли, что вы ее сделали целиком и полностью?

– Классное, должно быть, ощущение. Похоже, наверное, на то, когда ты достиг «седьмой степени самосозерцания». Роль «живет» до тех пор, пока в ней есть необъяснимые вещи, непонятные для актера, который ее делает. Когда приходит исчерпанность – это уже близко к концу.

– Как вы уходите от подобной исчерпанности?

– Главное – это понять, что ты крутишь велосипедные педали, а велосипед стоит. Если ты понял, что ты в «прокруте», – этого достаточно, чтобы начать искать выход из сложившейся ситуации.

– А выход возможен?

– Конечно.

– Значит, вы верите, что барон Мюнхгаузен вытащил себя за волосы?

– Да. Была, можно сказать, тому свидетельницей. Я примерно так же однажды и сделала. Мне было ужасно плохо, ну так плохо, что казалось, я утону, как в болоте. И вдруг в какой-то момент – я даже удивилась, откуда взялись силы, – но я взяла себя «за волосы» и вытащила из очень непростой ситуации.

– Так вы романтическая натура? Или я ошибаюсь и вы жестокая злая тетка?

– Во мне постоянно борется романтическая натура с прагматичной злой теткой. В результате остается романтическая злая тетка.

– Вы можете нахамить?

– Нахамить, наверное, нет, но конфликтные ситуации со мной случаются.

– Как вы считаете, конфликт – вещь плодотворная?

– Иногда да. Есть такие роли, когда надо взорваться, и ты как бы просыпаешься, начинают работать нервные окончания – это такой психологический допинг.

– Дотошное самокопание – это необходимо? Или это не самое лучшее качество и человек должен уметь вовремя останавливаться и больше не копать?

– В этом вопросе лучше доверять чувствам, нежели разуму. И тогда жизнь станет намного легче.

– Вы на это способны, доверять больше чувствам?

– Мне кажется, что мне этого как раз не хватает.

– То есть вы существо более рациональное┘

– (Смеется.) А с другой стороны, и так тоже не скажешь!

– Рационализм, как мне всегда казалось, не самый большой помощник в творчестве?

– Каждая творческая индивидуальность неповторима. А что касается актерского организма – это вообще темный лес.

– Жизненные неурядицы или наоборот влияют как-то на роль?

– Все влияет на все. Судьба актера проглядывает сквозь роль, но и роль меняет актера. Личность деформируется. То есть усиливаются какие-то качества, которые до этого были наименее заметны.

– И плохие качества?

– Да.

– Если человек играет убийцу, он может в конце концов пойти и убить?

– Нет. Это уже сумасшествие. Но если ты репетируешь какую-то роль, то ты подсознательно начинаешь культивировать в себе какие-то черты характера персонажа. Человек вроде бы и не меняется, но вместе с тем тень от этого образа обязательно появляется на нем. Я наблюдала это, и не раз.

– Вы закрытый человек?

– В результате все-таки да.

– Наверное, нужно уметь быть циничным и жестоким ко всему, что лежит за пределами твоего «я», нужно уметь быть настоящим эгоистом в работе – и тогда ты профессионал.

– Только не в театре.

– Вы не жалеете о выбранном пути.

– Поздно┘ Процесс уже начался.

– Какой вопрос вам чаще всего задают журналисты?

– По поводу нас с сестрой – чем мы отличаемся. Все ждут, что я назову десять отличий.

– И вы называете?

– Нет, конечно. Но я в принципе смирилась с тем, что это вполне естественное любопытство.

– Вы компромиссный человек?

– Я понимаю, что компромисс в принципе мудрее, он более созидателен, но мне, к сожалению, этой мудрости не хватает.

– Скажите, когда вы выходите на сцену с партнером, с которым только что поругались за кулисами, вам трудно играть?

– Для начала не надо ругаться за кулисами. Если тебе человек нахамил, играя с ним, надо забыть о хамстве. Не всегда это удается, но к этому надо стремиться.

– Вы сложноустроенный человек?

– Мне хотелось бы быть сложноорганизованным существом, хотя Рустем Юскаев, актер «Мастерской», называет нас с сестрой растениями, может, он и прав┘

– Есть люди, которые бегут в жизни на длинную дистанцию, а есть те, у кого хватает дыхания только на короткую дистанцию. Вы стратег или тактик? Как далеко вперед вы планируете что-либо: например, через пять лет получить орден, через десять – стать министром культуры, ну и так далее?

– Ну, конечно, у меня большие планы на будущее. Через двести, триста лет жизнь на Земле будет невообразимо прекрасной┘

– А как вы взаимодействуете с залом? Вы сразу находите общий язык с аудиторией?

– Не сразу. Бывает, что иногда до конца спектакля так ничего и не нахожу.

– Если зал «тяжелый», роль проваливается или нет?

– Тяжело играть, когда не чувствуешь поддержки зала, но что делать?

– Сломать ситуацию в свою пользу.

– Ну, в такой борьбе можно потерять самое главное (смеется), нет, ломать себя и слишком подстраиваться под зал – не стоит. Это даже опасно.

– Как вы относитесь к такому понятию, как актерское долголетие?

– Уважаю людей, которые вовремя умеют остановиться.

– Актерская профессия цинична?

– Тот театр, который мне интересен, не предполагает цинизма. Потому что это команда. Здесь такие вещи не пройдут. Цинизм бывает у взрослых, сформировавшихся людей, у актеров это скорее детский эгоизм.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1315
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3194
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2286
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1833

Другие новости