Татьяна Толстая вышла в народ.
Фото Владимира Чобан-Заде (НГ-фото)
Татьянин день привлекает празднующие массы в самые разные места. Поздравляют всех Татьян и студентов, которым покровительствует святая великомученица Татиана. А еще стараются пошутить так, чтоб никому мало не показалось.
Для тех, кто не попал в этом году на празднование 250-летия МГУ, тоже основанного в Татьянин день, были альтернативы. Так, книжный магазин «Москва» отметил этот день выходом в народ почетной Татьяны русской литературы. Татьяна Никитична Толстая битый час рассказывала неиссякаемой очереди поклонников, почему она не читает Мураками, Толстого предпочитает Достоевскому, не ставит автографов на книгах, изданных без ее согласия, отчего «Школе злословия» лучше живется на НТВ, чем на «Культуре», и почему она категорически не принимает рукописей от народных писателей. Особенно долго пришлось отбиваться от одного невысокого простоватого на вид мужичка в заячьей шапке, который просил написать ему что-нибудь доброе, обязательно взять у него рукопись творений и всенепременно записать его телефон. Поскольку поэт (прозаик, как выяснилось, тоже) в России всегда больше, чем все остальные, Толстой пришлось отвечать на вопросы из разряда «что было», «что будет», комментировать монетизацию льгот и ее отмену. Объяснять, легко ли живется на свете женщине с умом и талантом, наследуется ли писательский дар генетически и так далее.
Потом был кастинг. Опять-таки из народа выбирали Татьяну Ларину. Юные девушки, претендовавшие на эту роль в авангардной экранизации «Евгения Онегина», демонстрировали жюри артистические таланты. Судили Всеволод Шиловский, Борис Щербаков, Андрей Житинкин и другие. Чем закончилось – не знаю. Нужно было спешить на Трубную площадь в «Школу современной пьесы». Художественный руководитель театра Иосиф Райхельгауз приурочил к Дню студентов клубный вечер «Театральная байка». Сначала рассказал, что 150-летие МГУ 100 лет назад праздновали именно в здании на Неглинной, где сейчас находится театр. Об этом есть даже запись в одном из ранних фельетонов Чехова: «выпили все, что можно, кроме Москвы-реки, потому что она замерзла».
Шутили много. Альберт Филозов и Иосиф Райхельгауз рассказали, например, как однажды приехали с гастролями на родину Евгения Гришковца и, будучи неузнанными диджеем калининградского радио, поучаствовали в передаче в качестве издателя и иллюстратора пятитомника сочинений Гришковца. Байки рассказывал случайно оказавшийся в зале композитор Оскар Фельцман. Он сорвал аплодисменты, начав со слов «родился я в Одессе, на малой Арнаутской». Сидящих в зале заставили посмеяться Людмила Касаткина, Саид Багов, Всеволод Шиловский, Станислав Говорухин, Вадим Жук, Лев Дуров и другие. Заслуженных и народных, а также почтенную публику развлекали студенты РАТИ. Мало никому не показалось.