Две инфанты и трое мужчин.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
29 ноября в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина открывали 24-е по счету «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». Задуманные Рихтером почти четверть века назад и давно получившие статус международного фестиваля, в этом году «Вечера» начались с вернисажа выставки «Пабло Пикассо: отражения – метаморфозы» и музыкальной премьеры. Прозвучавшая для истинных ценителей истинного искусства камерная симфония Димитрия Араписа «Пикассо-Тайны» была специально заказана греческому композитору Пушкинским музеем к открытию «Декабрьских вечеров».
«Назад к старым мастерам!» – этим лозунгом Игоря Стравинского, именно так представлявшего себе прогресс в искусстве, завершил рассказ о музыкальной составляющей грядущего фестиваля Святослав Бэлза. Пообещав слушателям «Юного Аполлона» Бриттена и «Аполлона Мусагета» Стравинского, Бэлза поразмышлял о диалогичной природе искусства XX столетия, вспомнив «Книгу Отражений» Иннокентия Анненского. Святослав Бэлза назвал ноябрьский вечер в стенах музея «праздником предвкушений».
«Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в этом году объединили парадоксальное в живописи и музыке. Создать выставку из 132 работ Пабло Пикассо, в 1940-е увлекшегося переосмыслением мирового художественного наследия, помогли музей Прадо в Мадриде, парижский и барселонский музеи Пикассо, Центр Жоржа Помпиду и Государственная галерея в Штудгарте. Из этих собраний в Белый зал Пушкинского музея попали будто бы отраженные в осколках кривого зеркала сюжеты картин Кранаха, Веласкеса, Пуссена, Мане и Делакруа. Хрестоматийная «Инфанта Маргарита» Диего Веласкеса, тоже «переосмысленная» Пикассо в серо-белых тонах в цикле «Менины», была доставлена из Музея истории искусств в Вене. Оригинал Веласкеса и парафраз Пикассо соседствуют на одной стене. Отношения Пикассо с античностью на выставке иллюстрирует коллекция из 30 офортов на темы «Метаморфоз» Овидия, помещенная над парадной лестницей. Влияние «негритянского искусства» на пластический язык кубизма можно проследить там же. В разделе «Пикассо и африканская скульптура» гуаши художника сопоставлены с африканскими статуэтками.
«Метаморфозы и отражения – тема, которая всегда была близка нашему музею, а в изобразительном искусстве XX века Пикассо, пожалуй, единственный, кто воплотил ее настолько полно», – пояснила собравшимся идею выставки директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова и передала слово другим гостям. За ней выступала профессор ГИТИСа художник Наталья Нестерова, которая тоже говорила о внутренней логике главной выставки сезона: «Пикассо притягивает нас сегодня, как когда-то его самого притягивали Веласкес и Кранах».
Открытие «Декабрьских вечеров» не для широкой публики собрало простых ценителей искусства и высоких гостей. На вечере выступали директор Института Сервантеса Виктор Андре и посол Франции в России Жан Кадэ, напомнивший о том, что испанец Пикассо все-таки большую часть жизни прожил во Франции. Говоря о прочности русско-французских культурных связей, господин Жан Кадэ упомянул также о недавнем проекте музея – выставке одной из самых полных коллекций французских импрессионистов из собрания Сергея Щукина – и заявил, что Пушкинский музей и лично госпожа Антонова всегда могут рассчитывать на поддержку посольства Франции. Проявил интерес к выставке и посол Германии в России господин Генрих фон Плётц. В публике были замечены мультипликатор Юрий Норштейн, тщательно сравнивающий инфант Веласкеса и Пикассо, заместитель директора Музея Востока Татьяна Метакса, изучавшая «10 состояний», созданные Пикассо по картине Кранаха «Давид и Вирсавия», актер Андрей Руденский.
После того как отзвучали последние аккорды оркестровой пьесы в Белом зале, гостям предложили еще раз осмотреть выставку и пригласили поднять бокал шампанского в Итальянском дворике. По музею замелькали люди с высокими ярко-красными бокалами в стиле модерн, наполненными игристым вином.