Давид Тер-Оганьян: «Могу ничего не комментировать!»
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Годовалый ребенок в ярко-красных колготках, одиноко, но смело и уверенно ползущий вверх по зеленой лестнице Центрального дома художника, в свете всего происходящего воспринимался как часть перформанса. Оказалось, нет. Просто отбился от семьи художников, пришедших поболеть за коллег. Ребенка подобрали. А вообще он неплохо вписывался в антураж «Мастерских Арт-Москвы». Вполне гармонировал с поролоновыми голубями Сергея Шеховцова, живыми воробьями, которые скакали рядом с экспозицией карикатур; фотоотчетом с соревнований милиционеров («Милицейская эстафета» Сергея Браткова); хаотично разбросанными в одном из боксов выставки деревянными ящиками с луком или, например, с проектом питерской художницы Глюкли «Фабрика найденных одежд», представлявшим собой осиротелую вешалку будто бы навсегда оставленного людьми бутика. Кое-где висела одежда, которую, по словам одного из арткритиков, хочется «не купить, а приютить».
Критики и конкурсанты не волновались, медленно собирались в одном из залов ЦДХ, отведенном под «Мастерские Арт-Москвы» и украшенном символическими черными квадратами. Гостей манила интрига премии и подчеркнуто небуржуазный запах ожидавшего всех по окончании действа фуршета от крестьян деревни Никола-Ленивец, которых активно привлекает к своим артпроектам художник Николай Палисский. На этот раз они щедро потчевали московскую богему всевозможными соленьями, шашлыком и самогоном. Но сначала было слово. На небольшую сцену с приветствиями выходили директор компании «Экспо-Парк Выставочные проекты» Василий Бычков, председатель жюри арткритик Екатерина Деготь, искусствовед из Русского музея Олеся Туркина, обозреватель «Известий» Николай Молок и другие члены жюри. От спонсоров выступал замдиректора компании МИАН Дмитрий Кузнецов. Он посетовал, что до него уже много умного сказали и остается только пожелать всем счастья, здоровья и любви, но поскольку ни первым, ни вторым, ни третьим делиться он не намерен – поделится деньгами. Победителя ждали заветные 5000 евро.
Василий Бычков коротко поведал собравшимся, с чего начиналась «Арт-Москва» и как, собственно, возникли «Мастерские Арт-Москвы», в ходе работы которых и вручается премия. Екатерина Деготь объявила о всеобщем решении составить шорт-лист премии: «Назовем тех, кого бы мы наградили, если бы премий у нас было много». В результате за черными квадратами на сцену поднимались семь художников – среди них единственный в этом году провинциал самарский художник Владимир Логутов, автор видеопроекта «Зарницы» Николай Алимпиев, Сергей Шутов, представивший объекты «Песни мусора».
Победителем же стал московский художник Давид Тер-Оганьян, автор проекта «Операция. Абстрактные композиции». О его красно-черно-белых супрематических картинках с крестами и квадратами, при детальном рассмотрении оказывающихся схемами проведения террористических акций, много говорили, вспоминали и его отца Авдея Тер-Оганьяна, известного эпатажного художника. На вопрос о том, что он будет делать с полученными деньгами и рад ли победе, Тер-Оганьян ответил, что будет продолжать работать, вот и все. «Мне хорошо, – добавил он, – могу ничего не комментировать, за художника должно говорить его творчество».
Когда фуршет был съеден, выяснилось, что церемония не завершена, и впереди еще вручение приза зрительских симпатий от николо-ленивецких крестьян. Крестьянин дядя Коля наградил проект «Рычаг власти», молодого и пока еще мало известного художника Максима Русакова. Автору подвижных, вырезанных из дерева и управляемых одним рычагом мишек была подарена плетеная корзина с самогоном. Такого же приза удостоился и Константин Батынков за серию графических картин «Охотники и привидения», на которых мрачноватые урбанистические пейзажи накрывает дымчато-белая потусторонняя сущность, по форме напоминающая классическое привидение из детских мультфильмов.