В Третьяковке открылась выставка салонного и академического искусства конца XIX – начала XX веков «Пленники красоты». На открытии играли Рахманинова. Зрителям представили полотна Маковского, Семирадского, Сурикова, раннего Брюллова и Харламова, неизвестного Айвазовскиго и Поленова. Собрание нежных живописных полотен, обращенных к русскому стилю, быту русских бояр XVII века, загадочному Востоку, античному мифу и галантному веку, было разбавлено будуарными аксессуарами, посудой, мебелью, афишами и открытками рубежа веков. Третьяковка собрала сокровища своих запасников, картины из Русского музея, Исторического музея, музеев Минска, Таганрога, Переяславля-Залесского и шедевры из частных коллекций. Потому на вернисаже, среди утонченных девушек гуманитарного вида и профессорского образца дам были замечены видные антиквары, многие из которых пришли посмотреть на «свою» часть коллекции.
Как рассказала «НГ» куратор выставки Татьяна Карпова, многие основополагающие для этого периода полотна едва ли можно найти в музеях – салонный академизм 1830–1910-х годов идеологизированным искусствознанием когда-то был признан мещанским. Зато антикварный рынок действительно ими наводнен. Так, например, картину Семирадского «Факелы Нерона» собирались везти из Национального музея в Кракове, предстояли длительные переговоры. Но потом единственная авторская копия полотна была случайно обнаружена в одной из частных московских коллекций, она и попала на выставку. С коллекционерами часто приходилось договариваться через посредников, пока шли переговоры, картина успевала перейти из одних частных рук в другие и еще раз поменять владельца, прежде чем ее следы находились вновь.
Турчанок, одалисок, барышень в кокошниках и другие творения «беспечальных художников» ценят вполне серьезные люди. На вернисаже побывали заместитель директора компании «Северсталь» Алексей Германович, рассказавший о будущих совместных проектах с Третьяковской галерей (вскоре планируется выставка «Русский Мюнхен») и глава «Бритиш Американ Табакко-Ява» Анатолий Синельников, а также пожелавший остаться «просто частным лицом» Анатолий Новиков, периодически приобретающий на собственные средства картины для Третьяковки. К выставке «Пленники красоты» он купил полотно Генриха Семирадского «Игра в кости».