Самый дорогой лот этого аукциона продали за 20 тысяч условных единиц.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Современное искусство в стремлении запечатлеть эпоху не гнушается фотографизмом – это тенденция. Бизнес тянется к искусству, и такая тяга в зависимости от конъюнктуры зовется или меценатством, или социальной ответственностью – это традиция. Выводы о тенденциях и традициях можно было делать в Московском международном доме музыки, где в минувший вторник проходил благотворительный аукцион в пользу строительства художественной школы для детей в Беслане.
На торги были выставлены картины художников Виктории Тимофеевой и Дмитрия Врубеля, автора исторического граффити «Среди этой смертной любви», запечатлевшего на Берлинской стене поцелуй Брежнева и Хонеккера. Картина, принесшая художнику мировую славу, стала в свое время метафорой демократических преобразований, почти сразу вошла в учебники и тогда же зажила в сувенирно-плакатно-постерном пространстве.
Экспозиция «Портрет эпохи» в Светлановском зале Дома музыки объединила портреты людей разных, но за эпоху, несомненно, в равной степени ответственных. Наряду с безымянными бабушками и морщинистыми неизвестными, на вернисаже были выставлены многочисленные портреты президента в непривычных костюмах – скажем, портрет в полный рост в длинном желтом пальто – и выполненные в лучших традициях критического реализма изображения Сергея Ястржембского и Владислава Суркова, Романа Абрамовича и легендарного Шнура, Людмилы Путиной и Патриарха Алексия II, Сергея Миронова и Бориса Березовского. Было много иронии – тайной и явной. Один из портретов московского мэра, например, назывался «Хорошенький такой», другой украшала якобы надпись неизвестной современницы: «Я вышла замуж за Врубеля, и теперь у меня есть московская прописка».
«Сейчас я предприму шаг, политически не выдержанный, – сниму с торгов портрет президента и запомню в лицо всех присутствующих, – пошутил ведущий торгов Владимир Соловьев, когда после второго удара молотка гробовое молчание в Светлановском зале стало угрожающим. Чтобы хоть чем-то оправдать пассивность собравшихся, Соловьев поинтересовался, нет ли в зале представителей налоговых органов, и, признавшись, что чувствует себя учителем, вызывающим к доске семиклассников, уже прямо спросил: «Скажите, хоть кто-то здесь намерен участвовать в аукционе или в зале присутствуют только журналисты?»
Начало долго откладывалось. «Ждем чиновников, и если они стоят в пробках – значит, едут без мигалок. Это радует», – переговаривались бизнесмены. Аукцион тем временем получил благословение от представителей духовенства и светских властей. Церковь на мероприятии представлял епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, не оставлявший паствы в Беслане во время трагедии. Государство – заместитель руководителя службы протокола при президенте РФ Владимир Коновалов, доставивший приветственную телеграмму от супруги президента Людмилы Путиной. Она была приглашена, но по объективным причинам не смогла приехать на аукцион.
Начальная цена любого лота составляла 5 тысяч у.е. Каждый взмах руки сидящих в зале решено было считать повышением цены на 500 у.е. «Ну что вам? Один раз не сходите в ресторан», – продолжал острить Соловьев. Однако холст «Гений дзюдо» – портрет президента в кимоно, с серьгой, кокетливо нарушавшей фотографическое соответствие изображения и оригинала, – с торгов все-таки сняли. Приобрести картины «Пионер» и «Две бабушки» желающих также не нашлось. Когда стало понятно, что лоты, видимо, придется вернуть художникам, представители духовенства покинули зал. Люди бизнеса опускали глаза, а Владимир Соловьев предположил, что все экономят на покупку «Юганскнефтегаза». Спас ситуацию неожиданно активизировавшийся глава компании «Вимм-Билль-Данн» Давид Якобашвили. Ни с кем не торгуясь, бизнесмен приобрел два лота подряд и попросил предоставить ему же две картины из экспозиции, на торги изначально не выставлявшиеся. Пойдя на встречу художественным предпочтениям единственного активного участника аукциона, организаторы продали портреты Лужкова и Евтушенкова. На просьбу «НГ» прокомментировать свой выбор господин Якобашвили ответил: «Мне просто есть кому подарить эти картины, себе оставлю только «Бабушку» – она мне больше всех понравилась», – сказал он.
Когда торги состоялись и ведущий напомнил, что «средства, вырученные от господина Якобашвили, пойдут на строительство детской художественной школы в Беслане», было решено восстановить политкорректность и на аукцион вернули лот номер один – портрет президента в кимоно. За 5 тыс. у.е. его приобрел предприниматель Василий Устюжник, в прошлом корреспондент «Комсомолки». Он ехал на аукцион, не планируя ничего покупать, но, увидев первый эскиз к картине «Братский поцелуй» (так иногда называют полотно «Среди этой смертной любви»), решил во что бы то ни стало приобрести именно его. Когда же цена сильно выросла и даже господин Якобашвили перестал торговаться, Устюжник отступил. Он же и предложил вернуть на аукцион портрет президента.
Эскиз к полотну «Среди этой смертной любви» (единственная картина, вызвавшая интерес сразу трех любителей истории) ушел с молотка за 20 тыс. у. е. и достался молодому предпринимателю, пожелавшему остаться неизвестным. «Скажите, Фарид, вы олигарх?» – любопытствовали журналисты. Молодой человек отвечал, что к олигархам себя не относит, но фамилию прессе не назовет.
По окончании торгов художников стали осаждать представительные дамы: одна радостно сообщила, что уже позвонила Евтушенкову и рассказала ему о покупке портрета, другая – как выяснилось позже, это была вице-президент банка «МЕНАТЕП Санкт-Петербург» Наталья Голенко, – интересовалась, почему в экспозиции нет портрета Михаила Ходорковского. На что Врубель ответил, что создает портреты исключительно по фотографиям, а качественными фото экс-главы ЮКОСа, увы, не располагает, но пообещал нарисовать Ходорковского, как только они у него появятся.
Всего в помощь бесланским детям за этот вечер было собрано 50 тыс. у.е.