Телевидению нужны такие ведущие, как Алексей Каплер.
Фото Григория Цитриняка
Алексей Каплер родился в Киеве 11 октября 1904 года в семье владельца швейной мастерской. Он рано связал свою жизнь с искусством. Уже в 16 лет стал актером молодежного киевского театра «Арлекин». Там он познакомился с Григорием Козинцевым и Сергеем Юткевичем.
В 1924 году переезжает в Ленинград, снимается в нескольких фильмах Козинцева и Трауберга. Киноведы отмечали особенно его роль в «Шинели». Успех принесли ему сценарии фильмов «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году». За них он получил Сталинскую премию.
В конце октября 1942 года им был задуман фильм о летчиках. Военным консультантом фильма он предложил стать Василию Сталину. Так на одной из дач Каплер познакомился с дочерью Сталина Светланой, которая влюбилась в него. Когда об их романе стало известно отцу Светланы, Каплер был арестован. Его обвинили в шпионаже в пользу Великобритании и сослали в Воркуту, где он провел десять лет. Реабилитировали его в 1954 году.
Вернувшись в Москву, он снова пишет сценарии. Уже в 1955 году выходит фильм по его сценарию «За витриной универмага». Из поздних работ несомненно успешными оказались сценарий кинокомедии «Полосатый рейс», по которому режиссер Фетин сделал фильм, и сценарий фильма «Человек-амфибия», ставший одним из абсолютных лидеров проката в советском кино.
В 60-е годы он был ведущим «Кинопанорамы». Человек в высшей степени обаятельный, располагающий к себе, Каплер был душой этой феноменально популярной телепередачи.
Каплер был женат несколько раз, но его брак с поэтессой-фронтовичкой Юлией Друниной многие называли «необычайным». Классическим стал эпизод, связанный с возвращением Друниной из какой-то загранкомандировки: Алексей Яковлевич помчался встречать ее в Брест, так как дожидаться жены в Москве он уже не мог.
Он умер в 1979 году, и согласно его завещанию был похоронен в Старом Крыму. На его могильной плите перечислены все фильмы, автором сценариев которых он являлся. В 90-е годы кто-то сбил из этого списка название двух фильмов – «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году».
Мы попросили режиссера и главного редактора знаменитой «Кинопанорамы» Ксению Маринину поделиться своими воспоминаниями об Алексее Каплере.
Как Каплер попал в «Кинопанораму»? Первым ведущим был Зиновий Гердт, но потом он поехал на длительные гастроли с Театром Образцова, и мне пришлось искать замену. Я пробовала в роли ведущего молодых артистов, но все было не то. Потом – до сих пор не могу понять, почему – пригласила Каплера, и он согласился. Руководство спрашивало меня: «Зачем ты пригласила пожилого человека?» Но после первой же программы все поняли: это то, что нужно. С Алексеем Яковлевичем мы проработали вместе семь лет.
В те времена существовал такой порядок: любой текст, который говорил ведущий в эфире, нужно было «залитовать», проще говоря, он должен был пройти цензуру. В Главной редакции программ проверяли, насколько текст ведущего в эфире соответствует тому, который написан в сценарии. Но Каплер никогда не говорил по заранее заготовленному тексту. Он говорил свободно – то, что думал. Он знал, о каких фильмах и кинопрофессиях пойдет речь в программе, и живо и содержательно обо всем рассказывал. Он хорошо вел диалоги, он умел беседовать.
Помню, был случай, он касался Тани Дорониной. Я говорю ему, что нужно представить ее. «Но я не знаю ее, не видел ее фильма и не знаю, что говорить о ней», – отвечает он. Мне пришлось самой сесть рядом с ним и рассказывать, что Татьяна Доронина талантливая актриса, недавно переехавшая в Москву из Ленинграда. Но это был единственный случай, людей кино он знал отлично и блестяще рассказывал о них.
Знаете, в его рассказах был какой-то секрет. Это, наверное, одно из доказательств того, что на телевидении должны быть такие ведущие, как Каплер, у которых мысль рождается тут же, в эфире. Зрители слушают человека, который мыслит в кадре с большим интересом, чем того, кто произносит заранее написанный текст. Мое глубокое убеждение, что сила Каплера именно в этом и заключалась. Он никогда ничего не говорил по бумажке. Он мыслил в кадре, находил нужные слова и мог сказать: «Ой, я забыл еще вот что сказать».
В связи с этим вспоминается один случай. Он всегда говорил свободно, и как-то раз я попросила его запомнить последнюю фразу и сказать ее, чтобы нам успеть перейти с узкой пленки на широкую и пустить в эфир фрагмент фильма. И вот в тот самый момент, когда он должен был сказать свою последнюю фразу, он говорит: «Ой, я забыл, что надо сказать. У меня где-то тут записано». Он стал искать что-то в бумагах, а эфир-то был прямой! «Ладно, – продолжил он, – пока вы смотрите фрагмент, я найду, что должен был сказать».
После передачи он обычно поднимался к нам в аппаратную на второй этаж и спрашивал: «Ну как?» И сам же отвечал: «Знаю-знаю, сейчас вы скажете, что я все говорил хорошо. А вот Юлечка опять скажет, что я чесался, что опять положил живот на стол. Почему вы не делаете мне таких замечаний?» Хотя на самом деле никто, кроме его жены Юлии Друниной, этого не замечал.
Каплер и Друнина очень любили друг друга. Как-то я позвонила ему по делу, а он попросил меня перезвонить позже: «Ксения, у меня Юлечка приехала... Ой, какая она красивая у меня, если бы вы знали!» Это звучало так потрясающе искренне. Все годы, что они прожили вместе, он не уставал восхищаться ее красотой.
Он ничего не рассказывал про прошлую жизнь и про свои отношения с дочерью Сталина, но все знали, что он пользовался большим успехом у женщин. И это при том, что он был очень неказистый на вид мужчина, не бравый, не очень высокого роста.
Алексей Яковлевич был человеком очень широким, щедрым на любое добро – и на духовное, и на материальное. Для него деньги имели небольшое значение. Он никогда не спрашивал, сколько ему заплатят, это было ему не важно. У него были убеждения, которые в те времена многие хотели скорректировать.
На какое-то время я ушла из «Кинопанорамы» делать другую передачу. Спустя три передачи Каплер пришел к тогдашнему руководителю Гостелерадио Лапину и сказал, чтобы меня вернули в «Кинопанораму». «Или я ухожу с телевидения», – добавил он. Лапин только этого и ждал. После таких слов Лапин произнес гениальную фразу: «Алексей Яковлевич, вас так любят зрители! Как же они будут жалеть, что вы больше не работаете на телевидении». Лапин просто мечтал, чтобы он ушел. Я не знаю, почему он не любил Каплера.
Потом Алексей Яковлевич позвонил мне и сказал: «Ксения, не бросай передачу». И меня вскоре вернули в «Кинопанораму».
После этого мы не часто, но общались, большей частью все как-то случайно.