Припозднившийся лауреат и его товарищи.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
«Бюрократом» назвал одного из лауреатов независимой премии «Триумф» за 2003 год – всемирно известного и потому беспримерно занятого дирижера Юрия Темирканова – председатель жюри Михаил Жванецкий. Так и сказал Михаил Михайлович: мол, из-за бюрократа Темирканова, который не может приехать то в одно время, то в другое, приходится устраивать банкет по нескольку раз в году.
Дело в том, что премию «Триумф» лауреат может получить только лично. И в этом году на торжественной церемонии, которая традиционно проводится в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, уже наградили Алексея Баталова, Олега Лундстрема, Николая Цискаридзе и Елену Шварц. А Юрий Темирканов – естественно, по уважительной причине – отсутствовал.
Как рассказала «НГ» художественный координатор премии Зоя Богуславская, этот случай вручения премии во внеурочное время почти беспрецедентный. Когда-то то же самое было с Евгением Кисиным. «Он не мог появиться в России потому, что как только он приземлился бы здесь – его забрали бы в армию. Пришлось многое сделать, чтобы этого не случилось. И чтобы премию он все-таки получил, члены жюри собирались повторно. А у Темирканова был контракт за границей, в Москве он не был уже два года, сегодня снова улетает и еще долго не вернется».
На этот раз на банкет по случаю вручения премии в овальном зале культурного центра управления МИДа кроме Михаила Жванецкого собрались президент благотворительного фонда «Триумф» Игорь Шабдурасулов и добрая половина жюри премии: Андрей Битов, Василий Аксенов, Андрей Вознесенский, Олег Табаков, Вадим Абдрашитов и прима-балерина Большого театра Екатерина Максимова, вручавшая виновнику торжества диплом, статуэтку «Золотой эльф» работы Эрнста Неизвестного и причитающийся конверт.
«У этой премии совершенно замечательное жюри, что бы мы ни вручили, будь то хоть носовой платок, уже будет почетно, – продолжал острить Михаил Жванецкий. – Этим премия и сильна, все остальное – глупости. Рад видеть здесь сегодня с нами Темирканова Юрия с немодным отчеством Хатуевич, подтверждающим, что национальность характеристикой служить не может». После острот звучали аплодисменты, затем слово передали собравшимся членам жюри. Олег Табаков похвалил Темирканова за веселость и легкость характера, которая сочетается в нем с огромным талантом, и, заметив, что «состав жюри геронтологический», пожелал и себе, и лауреату здоровья, терпения и долголетия. Андрей Битов поведал собравшимся, что его бабушка была профессором консерватории и долгое время насильно приобщала внука к музыке, он же ненавидел музыку до тех пор, пока сам не услышал. С тех пор, по словам писателя, все исполнители поделились для него на тех, кто «зацепил первый ряд слушателей, и тех, кому дано услышать то, что слышал композитор». К последним и относится Юрий Темирканов.
«Ну выйди уже и скажи наконец, что благодарен, и перейдем к тому, ради чего, собственно, мы собрались сегодня», – поторопил лауреата Михаил Жванецкий.
Юрий Темирканов поблагодарил собравшихся и рассказал, как он собирается распорядиться премией: «Потрачу так, чтоб не погибло то, на что мы положили жизнь. Часть денег уйдет нуждающимся студентам консерватории, часть – на учреждение премии памяти создателя и руководителя театра «Новая опера» Евгения Колобова».