Андре-Марк Делок-Фурко, Михаил Швыдкой и Ирина Антонова слушают Скрябина.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
«Годами на него смотрели как на безумного, который швыряется деньгами и дает облапошить себя парижским жуликам. Но более, нежели от этих внешних уколов, ему пришлось пострадать от собственных сомнений и разочарований. Каждая его покупка была своего рода подвигом», – вспоминал об известном московском коллекционере Сергее Щукине Александр Бенуа.
Сергей Щукин покупал картины французских художников, которые потом назовут вехами в становлении современной живописи. Он никогда не ошибался, а в выборе всегда руководствовался единственным критерием – «если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок – покупай ее». Матисс и Пикассо, такие, каких еще не знала Европа и не понимали современники, доставались русскому купцу.
Выставка французских полотен в ГМИИ им. А.С. Пушкина приурочена к 150-летию Сергея Щукина и озаглавлена «Выбор коллекционера». Экспозицию составляют всемирно известные работы Моне, Ренуара, Сезанна, Пикассо, Гогена, Матисса (в том числе и жемчужина щукинской коллекции – панно «Танец», выполненное когда-то художником специально для московского особняка собирателя) и впервые представленные широкой публике полотна Люсьена Симона, Шарля Котте, Джеймса Патерсона, Игнасия Сулоаги, с которых когда-то началась известная коллекция Сергея Щукина.
На открытии выставки играли Скрябина – он был любимым композитором собирателя. С приветственными словами выступили директор Пушкинского музея Ирина Антонова, глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой и представители посольства Франции. Благодарили почетного гостя мероприятия – внука Сергея Щукина, кавалера Ордена искусств и словесности Андре-Марка Робера Делок-Фурко. Сын полковника Пьера Фурко и дочери Сергея Щукина, писательницы и балерины Ирины Щукиной, постоянно проживает во Франции. Прибыв в Россию из Ангулема с женой и дочерью, господин Делок-Фурко преподнес в дар Пушкинскому музею 6 полотен из коллекции своего знаменитого деда. Четыре из них принадлежат кисти Анри ле Фоконье, другие два – работы Рауля Дюфи, которого Сергей Щукин считал наиболее значительным во французском искусстве 20-х годов. Эти картины Щукин приобрел, уже живя в эмиграции.
Потомок коллекционера собирает работы Анри ле Фоконье, интересуется историей Санкт-Петербурга. Объясняя свое решение, Андре-Марк Делок-Фурко процитировал своего деда, который любил повторять, что собирает не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. «Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там», – говорил Сергей Щукин. Судьба уникальной коллекции программных картин французских импрессионистов известна: в 1918 году она была национализирована большевиками, затем в 1928 году соединена с коллекцией братьев Морозовых в особняке на Пречистенке – так возник Государственный музей нового западного искусства. После его ликвидации в 1948 году собрание картин было поделено между Пушкинским музеем и Эрмитажем.