Талантлив, признан, счастлив.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
На деле вышло иначе. Партер Большого зала Московской консерватории был переполнен светской публикой. Консерваторские завсегдатаи сетовали, что концерт абонементный, а с приходом именитых гостей он переводится в разряд «тусовочных». Так в партере появляются те, кого в будние для консерватории дни здесь увидишь едва ли, а в праздничные – такие, как юбилей маэстро – они создают прецеденты с «двойными» местами.
Через служебный и центральный вход в этот вечер в консерваторию проникли: министр экономического развития и торговли Герман Греф, управляющий делами администрации президента Владимир Кожин, полпред президента в Северо-Западном Федеральном округе Илья Клебанов, глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой, нынешний министр культуры и информации РФ Александр Соколов, занимавший отдельную ложу президент Киргизии Аскар Акаев с супругой и младшей дочерью, председатель президентской Комиссии по помилованию писатель Анатолий Приставкин, недавно назначенный полномочным представителем в Южном Федеральном округе Дмитрий Козак, его не менее известный однофамилец, возглавляющий театр имени Пушкина Роман Козак, руководитель Ленкома Марк Захаров, директор Пушкинского музея Ирина Антонова, глава Московской городской Думы Владимир Платонов, руководитель Московского Художественного (с начала нового театрального сезона уже не академического) театра имени Чехова Олег Табаков, посол Франции в России Жан Кадэ, советник президента Сергей Ястржембский с молодой женой, теледеятель Андрей Разбаш и художник-декоратор Альбина Назимова, лицо Первого канала Екатерина Андреева с мужем – наследным принцем Черногории Душаном Перовичем, актриса Наталья Селезнева, бывший министр иностранных дел Андрей Козырев с женой Еленой, глава компании Bosco di Ciliegi Михаил Куснирович и другие. Кого-то можно было заподозрить в намерении держать приветственное слово со сцены, других - вполне принять за заядлых меломанов.
Выступление юбиляра предварял Святослав Бэлза. Назвав Владимира Спивакова «человеком божеской выпечки», ведущий рассказал о нем все, вспомнив в том числе и планету номер 5410, получившую имя Спивакова.
Маэстро начал вечер с исполнения «Молитвы» в память о погибших в Беслане. В пользу пострадавших в трагедии будет перечислен и гонорар за юбилейный концерт. На сцене побывала блистательная Инва Мула, появления которой знатоки и ценители ждали не меньше, чем самого юбиляра. Эта албанская певица обывателям известна как фантастический голос инопланетной дивы из фильма Люка Бессона «Пятый элемент». Звучали моцартовские арии для сопрано. Аккомпанировали «Виртуозы Москвы», солировал на скрипке Владимир Спиваков. Публика ликовала. Во втором отделении выступал Национальный филармонический оркестр. Когда отзвук последней ноты «Мифологических танцев» Рахманинова потопили в овациях и на сцене вновь появился Святослав Бэлза, стало понятно, что мечта Владимира Теодоровича не сбылась – слова таки будут. И они были. Рекордное количество слов в этот вечер «дорогому и досточтимому» посвятил Аскар Акаев. Киргизский президент поведал публике, что, когда ему выпала честь представлять Владимира Спивакова политический элите в Давосе, он назвал его «Паганини нашего времени». Затем Акаев облек друга в национальные киргизские одежды. Без слов обошелся только мэр Москвы Юрий Лужков, стремительно внесший в перерыве огромный букет цветов и так же стремительно исчезнувший. Святослав Бэлза, сказав, что «отступит от либретто» и вызовет человека, всегда готового к импровизации, произнес имя Олега Табакова. Последний, бормоча «а почему сразу я», стал пробираться на сцену. И вышел из положения с честью, процитировав: «Талант – единственная новость, которая всегда нова». Табаков пожелал другу терпения и понимания фразы «в России надо жить долго». Внезапно появилась на сцене запыхавшаяся Валентина Матвиенко. Губернатор Петербурга призналась: «Не приехать не могла!» и поздравила от всех петербуржцев знаменитого сына блокадницы, гениального музыканта и великого мецената.
В ответном слове Владимир Спиваков скромно поблагодарил всех и пожелал любви. «Любовь – это то единственное, что хоть и не спасает нас от смерти, но в огромной степени примиряет с жизнью», – сказал маэстро, прежде чем исчезнуть за кулисами, где его ждали все те же знаменитые друзья с безразмерными букетами и экзотическими подарками.