Два победителя. Петр Фоменко и Константин Райкин.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
В среду вечером в Кусковском дворце и парке проходила традиционная церемония награждения лауреатов одной из первых частных театральных премий, «Хрустальной Турандот». По замыслу учредителя премии Бориса Беленького, люди «незаинтересованные», которые в театре не служат, беспристрастно выберут лучших актеров и режиссеров. В этом году кроме самого г-на Беленького в жюри вошли Екатерина Максимова, Юрий Черниченко, Петр Тодоровский, Анатолий Приставкин и Андрей Макаревич.
Сама церемония – уже распределение людей по ранжиру, но чины «чувствовались» и в том, к примеру, что одних гостей парковали у входа в парк, другим же позволяли подъехать к самому дворцу, и в ночи уже, после праздничного фейерверка, очередная машина выныривала из кустов и прямо от праздничного стола забирала своего хозяина.
В прежние годы ведущими церемонии были сама Турандот (ее роль исполняла Марина Есипенко) и Калаф (Евгений Князев). В этот раз место рядом с китайской принцессой (ее роль перепоручили Дарье Поверенновой) заняла гоголевская сваха. Автор реприз снова остался в тени, но соавторами церемонии с полным правом могли себя считать сразу несколько столичных рецензентов: в поддержку своих «кандидатур» сваха зачитывала выдержки из газетных рецензий. В связи с этим кое-кому из лауреатов пришлось, наверное, поволноваться: скажем, лучшим режиссером был назван Кирилл Серебренников. А в оценке его «Мещан» критики, как известно, сильно разошлись. Но сочинители церемонии умело просеяли газетный «мусор» сквозь церемониальное сито, отобрав только приличествующие случаю слова.
До десяти вечера – пили шампанское и гуляли по парку, после чего гостей пригласили в зал. Напомнили, что в ХVIII веке торжественные церемонии предварялись выступлениями крепостных музыкантов, и пригласили на сцену Дмитрия Калинина, который на электробалалайке сыграл несколько музыкальных пьес, начав с Гершвина.
Само распределение наград почти не вызывает сомнений, а публикой встречалось с большим воодушевлением: премию «За честь и достоинство» впервые дали не какому-то актеру или актрисе, а целому театру «Мастерская Петра Фоменко». Передававший им награду Вениамин Смехов прочитал остроумный спич, в котором назвал репетиции Фоменко «сеансами обольщения, семейным сговором театральной алхимии», а саму Мастерскую – «музыкально-эротическим театром».
Благодаря за премию, Петр Наумович сказал, что «артист знает одну награду – слова, слова, слова┘» Шутил, что уже почти ничего не боится, кроме мобильников во время спектакля, и говорил слова – более серьезные, чем предполагал светский характер торжества.
За лучшую мужскую роль «Хрустальная Турандот» досталась Константину Райкину, сыгравшему в этом сезоне Ричарда III (статуэтку Турандот он получил из рук адвоката Генри Резника), а лучшим художником назвали Александра Шишкина, которые сочинил все эти мнущиеся и игрушечные поверхности для озорующего тирана и деспота (цветы и статуэтка – от Светланы Сорокиной).
Помимо уже названной и традиционной премии «За честь и достоинство» в этот раз придумали «неканоническую» «За доблестное служение театру» и вручили ее Олегу Табакову, который не преминул заметить эту «оплошность»: «И не за мужскую роль┘ Как художник я слабоват в последнее время┘ Однако же исхитрился и сформулировал!» Зато приветствовал Табакова – «от волжских бурлаков» – бас Большого театра Владимир Моторин.
За роль 92-летней старухи, сыгранную в «Трех высоких женщинах», титул лучшей актрисы «присудили» Евгении Симоновой.
Впрочем, самое интересное для театральной общественности и для автора этих строк случилось в финале. Лучшим спектаклем сезона назвали премьеру Театра Табакова «Когда я умирала». На сцену вышли актеры и сам Табаков, а вручить статуэтку пригласили Петра Фоменко. «Что ж мне говорить, когда здесь Олег Павлович, который уводит с конюшни кого захочет», – не слишком «поздравительно» начал он, имея в виду, что Табаков в последнее время «арендует» у Фоменко его лучших учеников. «Но возвращаю время от времени», – парировал Олег Павлович. «До этих времен я еще не дожил, но – надеюсь, надеюсь┘» Поздравление же постановщику спектакля, своему ученику Миндаугасу Карбаускису в устах Фоменко прозвучало напутствием: «Не доверяй успеху, как ночному браку в Международный женский день». После чего спустился в зал.
К микрофону подошел Олег Табаков и сказал следующее: «Хочу воспользоваться случаем и извиниться перед заведующим отделом искусства «Независимой газеты» Григорием Заславским за то, что, пользуясь служебным положением, опять получил так много наград».
Если это искренне, то – конечно.