Евгений Богатырев, директор Государственного музея А.С. Пушкина, благодарит Клотильду фон Ринтеллен.
Быть с Пушкиным на дружеской ноге куда менее выгодно, чем состоять с ним же в кровном родстве, особенно когда надвигаются очередные юбилейные торжества и грядет бал. В преддверии 205-го юбилея со дня рождения поэта бал давали в Усадебном дворе Литературного музея имени Пушкина на Пречистенке. Начинался дождь, а потому гости собирались чуть быстрее, чем это принято на светских раутах. В числе первых на вечере оказались советник президента Анатолий Приставкин с супругой; писатель Эдвард Радзинский, охотно рассуждавший о культуре балов, посмеиваясь над ходившими по залу гусарами; историк моды Александр Васильев, одетый почему-то в турецкую феску; известный исследователь пушкинского наследия Владимир Фридкин; Чрезвычайный и Полномочный Посол США в России Александр Вершбоу с супругой; член столичного правительства Александр Музыкантский; президент Международного благотворительного пушкинского фонда «Пушкинское наследие» Кеннет Пушкин.
Всеобщее внимание привлекал статный красавец с безупречной осанкой и, по авторитетному мнению Эдварда Радзинского, с абсолютно романовским профилем. Красавца представляли большинству важных гостей – это был 34-летний потомок Пушкина Николас фон Ринтеллен, постоянно проживающий в Висбадене и приехавший на дни пушкинских торжеств в Россию вместе с матерью Клотильдой фон Ринтеллен, которая одновременно является праправнучкой Пушкина и правнучкой Александра II.
По залу гуляли юные дебютантки Венского бала, им полагалось очаровывать гостей и заботиться, чтобы всякий входящий поучаствовал в благотворительной затее, что они и делали, предлагая приобрести лотерейный билет стоимостью 100 рублей. Впрочем, благотворительностью они были заняты только первую часть вечера. Далее дебютанткам надлежало задавать тон в танцах, впереди их ждали мазурки, полонезы и вальсы.
Во время торжественной церемонии открытия бала Клотильда фон Ринтеллен преподнесла в дар музею рукопись автобиографического романа младшей дочери Пушкина Натальи Александровны, во втором браке графини фон Меренберг, которая, по свидетельствам современников, отличалась незаурядными литературными способностями. Роман был написан предположительно в 1880–1890-х годах и с дневниковой точностью отражает историю первого брака Натальи Александровны с сыном начальника штаба корпуса жандармов Михаилом Дубельтом, проигравшим в карты ее приданое. Брак вообще был несчастливым. Муж много пил и бил жену. На коронационном балу Александра II Наталья Александровна познакомилась с принцем Николаем фон Нассау и уехала с ним в Висбаден. Однако второй брак и принятие имени фон Меренберг, фамилии, хранившей гербовые цвета династии Нассау, стал возможен для дочери Пушкина только после царского разрешения на развод с Дубельтом.
Как рассказала «НГ» почетная гостья бала Клотильда фон Ринтеллен, рукопись долгое время хранилась у ее тети Ады в Буэнос-Айресе. Затем она прислала ее отцу Клотильды. «Я помню, как отец был разочарован, когда в голодное послевоенное время мы получили эту посылку, – рассказывает госпожа фон Ринтеллен. – Мы думали, там будет провизия, а маленький пакетик оказался просто стопкой бумаг. Он долго пылился в дальнем шкафу, пока я не выросла. Я нашла его во время переезда, почти случайно, о нем уже давно все забыли. Рукопись была написана готическим шрифтом».
Признавшись напоследок, что в России чувствует себя как дома, а из произведений своего великого предка всего больше любит «Барышню-крестьянку», Клотильда фон Ринтеллен удалилась – ее ждал обещанный кому-то тур вальса.
Завершился вечер концертом русской музыки и фейерверком в саду музея.
Взоры дебютанток были прикованы к потомку Пушкина Николасу фон Ринтеллену. |
Чета Вершбоу и американский бизнесмен Ларри Остин, один из спонсоров бала. |
Кеннет Пушкин, президент международного благотворительного фонда «Пушкинское наследие». |
Гусары ХХI века. |