Александр Васильев в интерьере, который создал сам.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
В ЦДХ съезжались люди с большими букетами. Как пошутил один известный устроитель выставок, это потому, что делать интерьеры – новое увлечение обитательниц Рублевки. Мол, правильной жене богатого мужа нужно престижное занятие. Это, по замечанию все того же наблюдателя, либо коллекционирование современного искусства, что довольно затратно, либо декорирование – правда, надо вложиться в обучение, зато потом можно и денег заработать.
Впрочем, людей, скептически настроенных в день открытия выставки в ЦДХ, было меньшинство, большую часть посетителей все происходящее радовало. Иностранцы так и вообще были в восторге. Еще бы – столько диковин «а-ля рюс» сразу. И что там пресловутые матрешки, водка, валенки и медвежья шкура на полу (хотя было и это)! К проблеме сочинения на тему «Русский стиль в интерьере», заданной журналом «Мезонин», декораторы (именитые и не очень) подошли более чем основательно. Были целые пласты из русско-советской истории – тут и стенды с напольным покрытием из средневековой церкви, с копиями дворцовой мебели, с подвешенной к потолку младенческой люлькой, с самоварами XVIII века, зеркалами в бронзовых рамах и другим аутентичным усадебным убранством. Была и юрта, устланная дорогими коврами, украшенная фарфоровыми слониками на трильяже, – декоратор Наталия Шевцова обратилась к времени десанта «русского стиля» в степи Северного Казахстана и назвала свою работу «Москвичка на целине». Задорная песня о том, как трутся спиной медведи о земную ось, зазывала гостей к стенду Анны Муравиной и Лады Гусевой «Вечеринка фарцовщика. 1970-е» – уютные серванты, наполненные добром, просочившимся из-за «железного занавеса», и чемоданы, дразнящие спортсменок и комсомолок чем-то импортным.
По-своему на истинно русском настаивал историк моды Александр Васильев, представивший «Кретоновую гостиную Анны Карениной»: «Для моих интерьеров настоящий русский стиль – это что-то совсем не тронутое советизмом, буря революций прошла мимо. Мои клиенты – русские миллионеры – хотят доказать себе и окружающим, что деньги в их семье водятся уже триста лет, а не последние семь».
И, конечно, были цыгане. Гости, надегустировавшись джина, пустились в пляс, умываясь слезами умиления и стройным хором распевая «Дорогой длинною».