Картины Огюста Ренуара привлекают особое внимание публики. В Москву их привез совладелец галереи Galerie Cazeau-Beraudiere Филипп Казу.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Питер Брейгель Младший, Френсис Бэкон, Ренуар, поздний Марк Шагал и Пикассо-керамист, экземпляр «Войны и мира» издания 1868 года в переплете из шагреневой кожи, принадлежавший Льву Толстому; рекордно продававшийся на Сотбис Гриша Брускин, а также головокружительно прекрасная мебель из коллекции баронов Ротшильдов и драгоценности царских династий, импрессионизм, символизм, абстракционизм и арнуво – всего более 1000 шедевров XIII–XX веков привезли в Москву 22 ведущие западные антикварные галереи, чтоб покорить нацию коллекционеров.
Как водится, с красной лентой и приветственными речами организаторов, правда, почему-то с минимумом официальных лиц, во дворце Долгоруковых на Пречистенке открылся Международный салон изящных искусств. «Вот так всегда – русские опаздывают, французы задерживаются», – сказал президент Российской академии художеств Зураб Церетели, дожидаясь Патрика Уркада, французского искусствоведа, консультирующего арт-коллекцию Карла Лагерфельда, а на этот раз ответственного за художественную концепцию московского салона. «Пока француз не придет, не начнем», – пошутил Церетели перед началом пресс-конференции. На ней журналисты упорно выясняли у организаторов, в самом ли деле на все был потрачен миллион долларов, где он был взят и правда ли, что у западных галерейщиков нет никаких сиюминутных коммерческих интересов. Зураб Церетели на это ответил, что по крайней мере с его стороны все было бескорыстно, он просто освободил галерею под лучшие образцы всемирного искусства, не потребовав арендной платы: «Я подвинулся, чтоб студенты Суриковского училища, например, могли увидеть, что такое музейное дело. Все это для будущего».
Как сказал «НГ» Ив Бувье, автор идеи проведения салона и одновременно владелец одной из старейших в мире компаний, занимающихся перевозкой и хранением произведений искусства, все произведения искусства ввезены в Россию на правах временной экспозиции. А на просьбу оценить место России на мировом арт-рынке швейцарский бизнесмен ответил, что здесь вращаются огромные капиталы, есть прекрасные музеи, высока культура восприятия искусства и этого уже достаточно, чтобы говорить о начале движения Москвы навстречу цивилизованному мировому арт-рынку.
«Я повторю, что продаж здесь не будет, – продолжил Ив Бувье, – мы говорим только о знакомстве русских антикваров с уникальным собранием мировых музейных ценностей. Но люди, заинтересованные в том, что здесь увидели, уже есть. Приятно, что они не просто готовы предложить определенную сумму денег за обладание престижной редкостью и ехать за покупкой в Европу, – они задают грамотные вопросы. И это радует».
В день официального открытия выставки в галерее Церетели было разослано больше 4000 VIP-приглашений, в толпе искусствоведов и ценителей были замечены сенатор от Чечни Умар Джабраилов, глава Альфа-банка Петр Авен, который у стенда одного американского коллекционера, занимающегося китайской древностью, сетовал на то, что цены на все восточное сейчас искусственно завышаются, и признался одному из своих друзей, что сам он предпочитает русское искусство. Раньше других осмотрел галерею и другой представитель Альфа-банка – Александр Гафин. Президента культурного фонда «Русский силуэт» Татьяну Михалкову больше всего заинтересовала французская антикварная мебель эпохи Людовика XIV. Прочие видные завсегдатаи всемирно значимых светских мероприятий, видимо, отложили знакомство с выставкой до гала-ужина, посвященного открытию салона, который был намечен во дворце Долгоруковых на следующий вечер.