Большие таланты и высокопоставленные поклонники.
Сказать, что фестиваль «Черешневый лес» заметное светское событие, значит не сказать ничего, потому и не будем. Никто и никогда раньше столько черешни не ел. Столько Чехова не читал, столько классики не слушал. Премьера «Чайки» Андрея Кончаловского в Театре имени Моссовета не выбивалась из программы фестиваля. Подчеркнутая светскость мероприятия и массовое скопление так называемой VIP-публики настраивали на нужный лад. Художественных откровений никто не ждал, всех, кого мог, режиссер предупредил: мол, «просто читаю Чехова». В минувшем году Кончаловский вместе с женой Юлией Высоцкой сажали черешневые деревья у Русского музея в Петербурге, а в этом году переквалифицировались из гостей в виновников фестивальных торжеств. Для основателя фестиваля Михаила Куснировича это важно: стереть грани между городом и садом, между участниками и гостями. Сегодня Башмет сажает сад, а завтра встает за дирижерский пульт. Потому чужие здесь всегда чувствуют себя чужими, зато для своих – раздолье. Спектакль или концерт – повод для встречи, половина фойе заранее перегорожена для будущего «продолжения». Сам Куснирович – участник маскарадных развлечений.
В этот вечер о «Чайке» не говорили ни хорошо, ни плохо. Едва сквозивший в светском шепоте скепсис по поводу Высоцкой-Заречной быстро сошел на нет, когда к гостям вышел режиссер.
В фойе театра Кончаловский, одетый в отличие от большинства гостей подчеркнуто демократично, в уютную желтую толстовку и безразмерные штаны цвета хаки, тепло приветствовал Валентина Гафта, Марка Захарова, Галину Волчек. Правительство страны представляли управляющий делами президента Владимир Кожин и глава Олимпийского комитета Леонид Тягачев, правительство Москвы – Александр Музыкантский с супругой (почти те же через несколько дней пришли во МХАТ имени Чехова на следующую чеховскую премьеру фестиваля - «Дядю Ваню»).
До начала спектакля в саду «Аквариум» у Театра Моссовета под звуки живого оркестра гуляли: актрисы Ольга Остроумова, Евгения Крюкова в сопровождении главы «Ингеокома» Михаила Рудяка, Максим Суханов с супругой Этери Чаландзия, директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова в неизменном черном наряде. Одной из первых на премьеру приехала Ирина Хакамада, также выбивавшаяся цветом вечернего наряда из стайки светло-бежевых чеховских барышень с кисейными зонтиками и кружевными воротничками.
У ворот театра прибывающих гостей встречали «чеховские дамы» в скромных длинных платьях, светлых соломенных шляпках, с левретками, русскими борзыми на длинных поводках. От ворот театра почти до входа пролегала красная ковровая дорожка, по бокам стояли рослые добродушные лакеи, предлагавшие всем входящим шоколадные конфеты с черешней, в которых при разжевывании обнаруживалась предательская косточка. Гармонию в стройных лакейских рядах нарушал только небольшого роста упитанный бородач, который никак не обнаружил, что на самом деле – он глава группы компаний Bosco di Ciliegi Михаил Куснирович, даже когда неловкая светская хроникерша опрокинула на него тарелочку спелой черешни.
Премьера «Дяди Вани» во МХАТе им. Чехова прошла скромнее. Камергерский переулок в качестве декораций не использовали, уличных переодеваний не было. Черешней угощали по-прежнему – перед спектаклем и в антракте (и сам Табаков, который играл профессора Серебрякова, добавил в роль слова благодарности за черешню). Правда, кое-кто из приглашенных от ягод отказывался: предыдущий опыт не пошел, вероятно, на пользу.