Меценат Куснирович и художник Дзеффирелли.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Вокруг Пушкинского музея на Волхонке шли озеленительные работы. Привычные к весенним субботникам горожане ничего сверхъестественного не заметили бы, если бы среди озеленителей не оказалось запросто обменявшей дамскую сумочку на увесистую садовую лопату Галины Волчек, лениво курившего трубку Олега Янковского, хрупкой с виду, но с энтузиазмом взявшейся за возделывание земли Ингеборги Дапкунайте, итальянского гостя Франко Дзеффирелли и гендиректора издательского дома «Коммерсант» Андрея Васильева, который, сетуя на жадность предпринимателя Михаила Куснировича, выпрашивал у последнего новую алюминиевую лейку.
Кающийся интеллигент Куснирович, не простивший классовым предкам вырубку вишневого сада, решил насадить черешневый лес, собрал всех, кто не против поучаствовать, так и возник когда-то фестиваль искусств «Черешневый лес».
В этом году он открывался в четвертый раз. В программе: музыка, театр, кино, живопись, сценография и даже субботник, запланированный, правда, на воскресенье. Планами на ближайшее будущее организаторы и попечители делились на пресс-конференции, организованной в Итальянском дворике Пушкинского музея. За длинным столом, уставленным букетами с сиренью и пионами собрались влюбленный в Россию универсальный гений Франко Дзеффирелли, чья выставка «Искусство спектакля» открывала фестиваль, руководитель МХАТа Олег Табаков, от которого в этом году ждут «Сцен из деревенской жизни», «Дяди Вани» и «Вишневого сада» с Раневской – Ренатой Литвиновой, председатель попечительского совета фестиваля Олег Янковский, джазмен Игорь Бутман, художественный руководитель «Современника» Галина Волчек, актриса Ингеборга Дапкунайте, директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова, отменивший все свои записи Владимир Спиваков, готовивший к фестивалю свою версию чеховской «Чайки» Андрон Кончаловский, хореограф Андрис Лиепа и доктор моды Вячеслав Зайцев.
Открывала фестиваль выставка картин Франко Дзеффирелли «Искусство спектакля». При этом эксцентричный маэстро заявил, что чувствует себя школьником, потому как живописцем он еще в этой жизни не был, но если в России его примут хорошо, то он, возможно, всерьез задумается об очередном повороте своей творческой карьеры. Представители принимающей стороны с восторгом говорили, что Дзеффирелли сам раскрашивал манекены, прежде чем нарядить их в роскошные одежды, созданные в свое время для «Ромео и Джульетты», «Дона Карлоса» и «Каллас навсегда». Как рассказала корреспонденту «НГ» директор музея Ирина Антонова, идея устроить выставку живописных работ Дзеффирелли в большом здании ГМИИ им. Пушкина принадлежала Куснировичу. Дзеффирелли, побывав в Москве, посмотрел музей и не сказал ничего. «Я позвонила ему тайком от организаторов, и он сам первый мне сказал, что не может выставляться там, где висит Сезанн и Гоген, он сказал – у меня другой уровень.
Живопись завораживает меня, но я лишь постановщик спектаклей, который умеет рисовать. Когда маэстро уехал, – продолжает Ирина Антонова, – я сказала организаторам фестиваля, что в основных зданиях музея у нас запланированы другие выставки и мы не можем ими располагать. Я предложила для работ Дзеффирелли Музей личных коллекций, но они ответили, что не знают, как сообщить об этом Франко... Тогда я сказала, что уже уговорила его. После этого родилась шутка о том, что Дзеффирелли влюблен в госпожу Антонову, и осталось только решить по католическому или православному обряду устроить бракосочетание».
Дзеффирелли не стал полагаться на волю случая и не доверил свою первую выставку живописи какому-либо дизайнеру. Он сам прилетел в Москву, чтобы собственноручно смонтировать выставку. Помогали маэстро Дзеффирелли итальянский ассистент и русский телохранитель. Наличие боди-гайда – обязательное условие всех его «творческих командировок» (еще одна прихоть Дзеффирелли – непременный послеобеденный сон, так что в Музее личных коллекций для него выделили специальное пространство для отдыха, и с трех до четырех дня жизнь замирала и останавливались все работы по монтажу и развеске).
Не заметить официальное открытие выставки было сложно. Вокруг здания музея толпились люди, играла музыка, горели софиты, съезжались кортежи. Из официальных лиц в неофициальной обстановке можно было наблюдать главу Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкого и посла Италии Джанфранко Факко Бонетти. На церемонию съехалась вся светская Москва. Были Олег Янковский, Антон Табаков, телеведущие Юлия Бордовских, Дмитрий Шолохов, Сати Спивакова и Владислав Флярковский, актеры Лев Дуров, Лия Ахеджакова, Игорь Кваша, театральный художник Павел Каплевич, глава фонда «Русский силуэт» Татьяна Михалкова, куратор выставки Дзеффирелли Борис Мессерер, звезда балета Николай Цискаридзе, президент группы компаний «Тройка Диалог» Рубен Варданян, глава SAV Entertainment Надежда Соловьева. Вице-президент Альфа-банка Александр Гафин восхищался затеей Куснировича и давал ему в кулуарах какие-то советы насчет идейности всего происходящего. Последний жаловался банкиру на то, что накануне до четырех утра лично писал пресс-релизы. Позже подошел Валерий Сюткин с супругой, прибыл Евгений Миронов, встреченный восторженными комплиментами. Дзеффирелли надписал молодому актеру каталог своей живописной выставки, общий смысл надписи в вольном переводе с итальянского звучал так – «великому от великого». Гости наслаждались итальянской музыкой и кухней. Всех собравшихся щедро потчевали спелой черешней, сырами, коньяком и шампанским. Светский вечер удался, а те, кто, насладившись фуршетом на свежем воздухе, не прочь был продолжить, плавно перетекли на прием в L`Altro Bosco Cafe.