Сегодня более 20% москвичей предпочитают делать покупки в крупных торговых центрах. Таковы данные за прошлый год. В то же время эксперты прогнозируют, что по итогам нынешнего года эта цифра может вырасти до 26%.
– Единственным препятствием на пути полномасштабной экспансии мегамагазинов в Россию остается психологический барьер, – говорит эксперт продовольственного рынка Галина Менешева. У многих потребителей срабатывает стереотип: если магазин большой и красивый, значит, и цены в нем не для нас, смертных.
Такая установка сформировалась у российского потребителя в начале 90-х годов, когда высокий уровень обслуживания клиентов был уделом торговли для богатых. Сегодня ситуация изменилась кардинально.
– Люди предпочитают цивилизованный шоппинг не только из-за низких цен, – продолжает Галина Менешева, – слава Богу, у нас в стране появляется все больше людей, обращающих внимание на качество товара и обслуживания. Кто хоть раз побывал, к примеру, в центре мелкооптовой торговли «Метро», уже ни за что не вернется на уличный рынок.
Понятия «качество», «добротность», «безупречность» становятся ключевыми в нарождающейся российской культуре потребления. «Metro Group» поняла это еще 13 лет назад, когда разработала и внедрила собственную систему контроля за качеством. Сегодня у компании есть специальная транснациональная служба, в которой работает более 60 химиков-пищевиков, инженеров, ветеринаров и ученых. Данная структура следит за тем, чтобы ни один из товаров на полках не оказался сомнительного качества.
– Конечно, мы проверяем все сертификаты, лицензии и иную документацию, – говорит Юлия Белова, руководитель отдела по связям с общественностью «Metro Group», – но при этом мы дублируем «бумажную» проверку профессиональной. Причем контроль осуществляется не только на стадии приемки товара. Ни одно предприятие не может заключить контракт с нашей сетью до тех пор, пока эксперты «Метро» не проверили всю цепочку производства продукции. И мы делаем это гораздо строже, чем любой государственный надзор.
Проверку качества продуктов потенциальных поставщиков специально по заказу сети производят 7 ведущих российских лабораторий. Вся мясная продукция подвергается тщательной проверке дважды в месяц.
Независимые эксперты уверенны, что будущее за цивилизованной торговлей, но это будущее зависит прежде всего от самих владельцев торговых площадок. Если стандарты, столь же высокие, что и в «Metro Group», будут вводить у себя и другие крупные торговые сети, число покупателей, которые предпочитают цивилизованный шопинг, очень скоро достигнет 50%.