Еще секунда – и императрица будет погашена.
Фото Артема Житинева (НГ-фото)
На Московском Главпочтамте во вторник прошел первый день гашения марок, посвященных юбилею Екатерины Великой. Екатерине – 275, по этому случаю в тираж вышла серия марок, живописующих роль в истории Великой просветительницы, и блок со знаменитым портретом императрицы кисти Левицкого.
Одна из четырех марок символизирует покровительство императрицы наукам и искусствам – на ней Екатерина II изображена в кабинете Ломоносова; реформу образования ознаменовала марка, рисующая щедрость императрицы – на ней Екатерина II, окруженная детьми, монахинями и священнослужителями, жертвует на дела просвещения. На двух других марках – заседание Уложенной комиссии в Кремле и Екатерина II в Инкерманском дворце в Крыму. Блок – большая марка с портретом во весь рост в центре и Зимним дворцом, Смольным собором, фрагментом карты Российской империи и скульптурами современников Екатерины – на полях.
Филателисты толпились у окна спецгашения с самого утра. Императрица запаздывала.
Старички в потертых кожанках и фетровых беретах сами себя называют сухими алкоголиками, утверждают, что годами ходят сюда только по инерции. Вспоминают семидесятые, когда здесь же, в марочном зале Главпочтамта, они ночевали в ожидании выхода марки, записывались в очередь и, чтоб не заснуть, делали переклички.
Гашение марки – это никакое не таинство и даже не церемония. Окошко с надписью «спецгашение» выглядит так же, как «окно справок», «курьерская доставка» или «посылки», только сидит там вполне интеллигентный седовласый господин с милой улыбкой, при ближайшем знакомстве оказывающийся филателистом с сорокалетним стажем, собирающим Пушкина.
Тот, кто купил марку в первый день выхода, всегда желает иметь у себя в коллекции и оттиск со штемпеля первого дня гашения. Там обозначена дата и вид марки. Гашение идет три дня, потом штемпель сдают в Питерский музей истории связи и больше никогда уже не используют. Поэтому и ценится марка с оттиском высоко. А некоторые просто приносят блокнотики и просят поставить там штамп первого дня гашения.
– Был Александр I, был Николай, скоро ждем Павла, – рассказывает продавец марок. – Это мода сейчас такая, ну сами знаете – монастыри, императоры и прочая. Зато про День космонавтики в этом году забыли.
Очередь спорит.
– Кому нужна эта Екатерина? – ворчит кто-то недовольный плохой погодой, задержкой вожделенной марки, дороговизной уже имеющихся и общим развалом филателии.
– Ну конечно, генсеки компартий всех стран мира, безусловно, интереснее. Впрочем, это кому что нравится, – отвечают ему.
Через два часа приехал блок – крупная марка с портретом Екатерины в полный рост. Вереница филателистов удвоилась, те, кто успел к этому моменту приобрести серию из четырех марок за тридцать рублей и юбилейный конверт за 90 копеек, снова выстроились в очередь.