Выдержав полугодичную, в буквальном смысле мхатовскую – паузу, Татьяна Доронина устроила юбилейный бенефис.
В фойе продавался юбилейный альбом – за баснословные деньги, но тем, кто выходил и поздравлял Доронину со сцены, альбом отдавали бесплатно.
В первом отделении Татьяна Доронина на пару с Аристархом Ливановым сыграла сцену из спектакля по пьесе Радзинского «Старая актриса на роль жены Достоевского». Для этого спектакля когда-то и был изготовлен фасад старого Художественного театра – шехтелевского дома в Камергерском. Декорация пригодилась для юбилейного бенефиса. Различить режиссерскую руку Виктюка было почти невозможно, а знаменитый фасад, в момент премьеры изображавший реконструкцию старого здания, поизносившись, стал похож на его же руины. Получалось, что живой МХАТ имени Горького чествует своего худрука на фоне разрушающегося и разрушающего основы «противника».
Последние слова Старой актрисы Доронина не произнесла, а прокричала: «В 2004 году, живя в полнейшем уединении, я погрузилась душой в прошлое, столь для меня счастливое». Дали занавес. После антракта поздравить Доронину на сцену вышел министр культуры Александр Соколов. Остроумный спич он построил как музыкальный номер. Вспомнил, как в 72-м бегал из консерватории в Театр Маяковского, «на Доронину», каким это было счастьем, и, между прочим, заметил, что его министерство сегодня больше всего напоминает театр: «репертуар неизвестен, труппа не набрана, роли не распределены, можно представить, что творится за кулисами».
Дальнейшая программа напоминала неважную кардиограмму. Некогда хороший актер и певец Михаил Ножкин, потеряв чувство родного языка, сказал почему-то, что Доронина – «женщина, но у неё мужская твердь». Патетически настроенный зал несуразности не заметил.
Представители Академии проблем безопасности, правопорядка и обороны и вручили Татьяне Васильевне премию Ломоносова. Дважды герой Советского Союза космонавт Владимир Аксенов, углубившись в лингвистический анализ фамилии актрисы, напомнил о величии всего русского и о том, что корень «ра» входит в состав всех самых главных русских слов – «православие», например, и «вера». От имени Государственной национальной русской академии он присвоил Дорониной титул почетного академика театра.
Православную тему поддержал бывший генпродюсер попсового Шестого канала Иван Демидов. Он рассказал, как испросил благословения батюшки храма Святой Великомученицы Татьяны, чтобы прийти во МХАТ с поздравлениями, а следом выпустил стайку детишек из церковного хора и те исполнили несколько праздничных распевов. Зал благостно внимал.
Остроумное выступление Анатолия Адоскина напомнило замечательные домактеровские капустники. Поздравил актрису и потерявший голос Юрий Соломин. Сергей Есин от Литинститута вывез на тележке подарок – 90-томного Льва Толстого (при этом сказал: «Вы-то и представляете большой и вечный Художественный театр, но пусть хорошо живет и ваш филиал на Камергерском»). Самым трогательным стало поздравление от Дома актера, когда Маргарита Эскина вывела на мхатовскую сцену поклонников великой актрисы – Армена Джигарханяна, Николая Цискаридзе и Евгения Миронова. Увидев их, Доронина расцвела и, несмотря на платье с длинным шлейфом, согласилась на тур вальса с Цискаридзе.
«Я сочту, что вы мне, а не я сделаю честь. Я ничто, а вы страдали и из такого ада чистая вышли... Я вас буду всю жизнь уважать», – едва переиначивая канонический текст «Идиота», обратился Миронов к Дорониной словами Мышкина. После чего бенефициантка станцевала вальс и с ним.
Выступавшие говорили о героизме Дорониной, возглавившей брошенную Ефремовым половину Художественного театра, восхищались талантом. Под занавес, после всех славословий, актриса прочитала Есенина и спела романс.