Юрий Норштейн Людмиле Петрушевской: 'За настоящего художника!'
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
«Покажите мне все, что у вас есть, – озадачил совсем уже было свернувшую торговлю цветочницу театральный художник Павел Каплевич на пути в Галерею Шишкина в среду вечером. – Хочу подарить Петрушевской розочку». Решение было мудрое. Розочки Петрушевская любит. И даже больше – у нее мания, они у нее повсюду. Первая выставка акварелей рисующего писателя так и называлась «Мания розы». Вторая «Танго и Песнь натурщицы» открылась недавно в Галерее Шишкина, экспонирующей живопись времени танго. В этот день коллекцию портретов вождей и другие реалистические полотна 50-х годов прошлого века потеснило легкое искусство Петрушевской. Натурщицы были рисованы в московской студии Нивинского, работая в которой Петрушевская постигала тайну гордости безликой обнаженной женщины. А «Танго» – живописный отчет на тему «Как я провел лето». Лето 2003-го Людмила Петрушевская провела в Германии, в средневековом замке под Берлином. Там все говорили по-немецки, а она слушала кассету с мелодиями танго послевоенных лет, случайно купленную на Горбушке перед отъездом. Так творческий отпуск писателя закончился запечатленными акварелью силуэтами пар, танцующих танго.
Повод собрать друзей и любопытных был не один. Вышел в свет первый роман Людмилы Петрушевской «Номер один, или В садах других возможностей». Автор пьес, рассказов, стихов и эссе написала внушительных размеров мистический триллер со смертями, воскрешениями, кражами, переселениями душ и путешествиями в другие миры. В приветственном слове писательница была лаконична и почти ничего не рассказала о новом романе, просто порекомендовала его прочесть.
Распорядителем вечера был сын героини – телеведущий и режиссер Федор Павлов-Андреевич, знакомивший гостей друг с другом. Собравшиеся ласково называли его «Федя» и попеременно спрашивали, где можно раздобыть экземпляр романа. Тем временем за здоровье виновницы нешумного торжества под тихие звуки «Утомленного солнца» пили красное и белое вино владелец галереи Леонид Шишкин; генеральный директор издательства «Эксмо» Олег Новиков, уговаривавший Юрия Норштейна издаваться; как никто умеющий поддержать светскую беседу Виктор Шендерович и дочка писательницы, делившаяся с подругами впечатлениями от последнего путешествия в Индию. Сама же Людмила Петрушевская довольно быстро удалилась и провела остаток вечера в кругу самых близких в одной из комнат галереи, где постоянно прибывающие друзья засыпали ее цветами и просьбами подписать экземпляр романа.