Премией Солженицына наградили достойных – Евгения Миронова и Владимира Бортко.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
На седьмом году существования Литературная премия Александра Солженицына круто изменила свой сюжет. Жюри решило наградить не писателей, не поэтов, а кинорежиссера и артиста: Владимиру Бортко присудили премию «за вдохновенное кинопрочтение романа Достоевского «Идиот», воссоединившее современного читателя с русской классической литературой в ее нравственном служении», а Миронова – «за проникновенное воплощение образа князя Мышкина, дающее новый импульс постижению христианских ценностей русской классики». В итоге в новом зале библиотеки-фонда «Русское зарубежье» в среду случилось невиданное столпотворение одновременно двух элит – литературной и телекинематографической: здесь были и Карен Шахназаров, и Глеб Панфилов, и Ольга Седакова, и Михаил Боярский, и главные редакторы всех толстых журналов, и Ирина Антонова, и Сергей Есин, и Виталий Вульф, и новый министр культуры Александр Соколов (глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой подъехал к окончанию церемонии). И правнук Достоевского, и Олег Добродеев. Рассаживались долго. В итоге министр Соколов оказался меж двух гранд-дам отечественного театра: одесную села Доронина, ошую – Галина Волчек. Наконец Наталья Солженицына открыла церемонию.
В президиуме сели все члены бессменного жюри (за исключением отсутствовавшего Александра Исаевича). Наталья Дмитриевна начала с воспоминания о том, как возникла сама идея премии – в изгнании, 30 лет тому назад, когда родилась у Солженицына формула: «Не пропустим достойных, не наградим пустых». Рассказала о том, что выдвинули новоиспеченных лауреатов два члена жюри, но все остальные, в их числе и Александр Солженицын, «горячо поддержали». Назвала нынешнее состояние порой «культурного ненастья», а телефильм Владимира Бортко – своего рода ответом на предсмертный стон Блока: «Дай нам руку в непогоду, помоги в немой борьбе!» Приветственные слова в честь лауреатов произнесли по традиции члены жюри – Валентин Непомнящий и Людмила Сараскина. После чего лауреатам вручили дипломы и конверты. Помимо официальных букетов, Евгений Миронов получил еще и огромный букет от Любови Слиски, которая сама вышла на сцену, а затем, сославшись на отсутствие времени, покинула зал, пообещав еще перезвонить.
Организаторы церемонии собрали в зале тех, кто в разные годы играл в теле- и театральных версиях как «Идиота», так и других романов Достоевского: Юлия Борисова – в фильме Пырьева, Доронина – в спектакле Товстоногова, за отсутствующую в зале Марину Зудину (она играет Настасью Филипповну в спектакле «Табакерки») букет получал Олег Табаков. От «Современника», где идут «Бесы» и «Карамазовы...» Валерия Фокина, были Волчек и Авангард Леонтьев, от Театра Маяковского – постановщик «Карамазовых» Сергей Арцибашев.
В ответном слове Владимир Бортко напомнил, что «нельзя брать деньги за святые вещи», и сообщил, что передает свою часть премии в петербургский детский дом. То же самое сделал и Евгений Миронов (хотя говорить об этом со сцены не стал).
Миронов рассказал о письмах, которые приходят сейчас к нему, в которых девочки признаются в любви к князю Мышкину. «Цитировать не стану, – сказал Миронов, – хотя был потрясен, узнав, что скучные качества моего героя могут быть так востребованы. Мне казалось, что демонические силы более эффектны и обаятельны».
Много благодарных слов прозвучало в адрес Олега Добродеева, поскольку немало мужества, говорили собравшиеся, потребовалось, чтобы дать «Идиоту» лучшее эфирное время на канале «Россия». Благодарили и продюсера сериала Валерия Тодоровского.
Татьяна Доронина засомневалась в том, что художник и деньги в принципе совместимы: совместимы, по ее мнению, дилетантизм и деньги. Поэтому дилетантизм процветает, а художник бедствует. А еще она отметила, что во всех прежних обращениях к «Идиоту» в Мышкине непременно подчеркивали патологию, а Евгений Миронов впервые представил идеального положительного героя в крайне неположительное и неидеальное время. По словам Дорониной, немаловажно, что эту премию режиссер и актер получают из рук человека Достоевского и героя нашего времени, каковым она назвала Александра Солженицына. Затем актриса рассыпалась в частных благодарностях: Сараскиной – за книгу о жене Достоевского, а Непомнящему – за любовь к Пушкину.
В области российского «францисканства» Дорониной оппонировал Табаков. Он сказал, что под его руководством бедных художников не осталось. Все едят досыта.