0
794
Газета Антракт Интернет-версия

23.04.2004 00:00:00

За воссоединение с русской литературой!

Тэги: солженицын, премия. идиот, кино


солженицын, премия. идиот, кино Премией Солженицына наградили достойных – Евгения Миронова и Владимира Бортко.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

На седьмом году существования Литературная премия Александра Солженицына круто изменила свой сюжет. Жюри решило наградить не писателей, не поэтов, а кинорежиссера и артиста: Владимиру Бортко присудили премию «за вдохновенное кинопрочтение романа Достоевского «Идиот», воссоединившее современного читателя с русской классической литературой в ее нравственном служении», а Миронова – «за проникновенное воплощение образа князя Мышкина, дающее новый импульс постижению христианских ценностей русской классики». В итоге в новом зале библиотеки-фонда «Русское зарубежье» в среду случилось невиданное столпотворение одновременно двух элит – литературной и телекинематографической: здесь были и Карен Шахназаров, и Глеб Панфилов, и Ольга Седакова, и Михаил Боярский, и главные редакторы всех толстых журналов, и Ирина Антонова, и Сергей Есин, и Виталий Вульф, и новый министр культуры Александр Соколов (глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой подъехал к окончанию церемонии). И правнук Достоевского, и Олег Добродеев. Рассаживались долго. В итоге министр Соколов оказался меж двух гранд-дам отечественного театра: одесную села Доронина, ошую – Галина Волчек. Наконец Наталья Солженицына открыла церемонию.

В президиуме сели все члены бессменного жюри (за исключением отсутствовавшего Александра Исаевича). Наталья Дмитриевна начала с воспоминания о том, как возникла сама идея премии – в изгнании, 30 лет тому назад, когда родилась у Солженицына формула: «Не пропустим достойных, не наградим пустых». Рассказала о том, что выдвинули новоиспеченных лауреатов два члена жюри, но все остальные, в их числе и Александр Солженицын, «горячо поддержали». Назвала нынешнее состояние порой «культурного ненастья», а телефильм Владимира Бортко – своего рода ответом на предсмертный стон Блока: «Дай нам руку в непогоду, помоги в немой борьбе!» Приветственные слова в честь лауреатов произнесли по традиции члены жюри – Валентин Непомнящий и Людмила Сараскина. После чего лауреатам вручили дипломы и конверты. Помимо официальных букетов, Евгений Миронов получил еще и огромный букет от Любови Слиски, которая сама вышла на сцену, а затем, сославшись на отсутствие времени, покинула зал, пообещав еще перезвонить.

Организаторы церемонии собрали в зале тех, кто в разные годы играл в теле- и театральных версиях как «Идиота», так и других романов Достоевского: Юлия Борисова – в фильме Пырьева, Доронина – в спектакле Товстоногова, за отсутствующую в зале Марину Зудину (она играет Настасью Филипповну в спектакле «Табакерки») букет получал Олег Табаков. От «Современника», где идут «Бесы» и «Карамазовы...» Валерия Фокина, были Волчек и Авангард Леонтьев, от Театра Маяковского – постановщик «Карамазовых» Сергей Арцибашев.

В ответном слове Владимир Бортко напомнил, что «нельзя брать деньги за святые вещи», и сообщил, что передает свою часть премии в петербургский детский дом. То же самое сделал и Евгений Миронов (хотя говорить об этом со сцены не стал).

Миронов рассказал о письмах, которые приходят сейчас к нему, в которых девочки признаются в любви к князю Мышкину. «Цитировать не стану, – сказал Миронов, – хотя был потрясен, узнав, что скучные качества моего героя могут быть так востребованы. Мне казалось, что демонические силы более эффектны и обаятельны».

Много благодарных слов прозвучало в адрес Олега Добродеева, поскольку немало мужества, говорили собравшиеся, потребовалось, чтобы дать «Идиоту» лучшее эфирное время на канале «Россия». Благодарили и продюсера сериала Валерия Тодоровского.

Татьяна Доронина засомневалась в том, что художник и деньги в принципе совместимы: совместимы, по ее мнению, дилетантизм и деньги. Поэтому дилетантизм процветает, а художник бедствует. А еще она отметила, что во всех прежних обращениях к «Идиоту» в Мышкине непременно подчеркивали патологию, а Евгений Миронов впервые представил идеального положительного героя в крайне неположительное и неидеальное время. По словам Дорониной, немаловажно, что эту премию режиссер и актер получают из рук человека Достоевского и героя нашего времени, каковым она назвала Александра Солженицына. Затем актриса рассыпалась в частных благодарностях: Сараскиной – за книгу о жене Достоевского, а Непомнящему – за любовь к Пушкину.

В области российского «францисканства» Дорониной оппонировал Табаков. Он сказал, что под его руководством бедных художников не осталось. Все едят досыта.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1610
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1808
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1921
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4292

Другие новости