Михаил Швыдкой – культуру сдал, Александр Соколов – культуру принял.
Фото Анастасии Устиновой
И тех и других на официальном открытии выставки «Берлин–Москва, Москва–Берлин 1950–2000» в Историческом музее хватало, впрочем, были еще и журналисты. Музейные работники млели от обилия особо важных персон, последние не умещались в лифт и толпились у входа, любезно пропуская друг друга. Так, вице-президент Альфа-банка Александр Гафин, уже было войдя в лифт, смутившись, решил все-таки захватить и оставшихся за дверьми двух дам, спешивших туда же.
События в конференц-зале были уже в разгаре, когда все приглашенные поднялись-таки к месту действия. Перед собравшимися выступала Уполномоченная правительства ФРГ по вопросам культуры Кристина Вайс. Госпожа Вайс говорила об успехах года презентации российской культуры в Германии и о том, что взаимный интерес двух культур активно поддерживается правительством ее страны. Ей внимали, стоя чуть поодаль, директор Исторического музея Александр Шкурко и новый министр культуры Александр Соколов.
Официальную часть продолжила прогулка по экспозиции. Шествие возглавлял Александр Соколов в сопровождении кураторов выставки, устроивших персональную экскурсию для нового министра, за делегацией следовали журналисты, успевшие отметить живой интерес нового культурного чиновника к современному европейскому искусству. Позже к ним присоединился и бывший министр культуры Михаил Швыдкой, знакомившийся с современными художествами самостоятельно.
Выставку открывало полотно Дмитрия Врубеля, запечатлевшее знаменитый политический поцелуй Брежнева и Хоннекера. Гости, проходя мимо надписи «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви», тихо обменивались мнениями и иронично улыбались.
Искусство, полное надежд на социальные преобразования, было встречено с интересом, однако на осмотр всей выставки, полностью занимающей 12 залов второго и третьего этажа музея, моральных сил хватило не у многих. Немцы подошли к делу со свойственным им фундаментализмом, собрав более 300 фотографий и инсталляций, метафорически отражающих закат тоталитарных режимов и зловещее величие нацизма.
Среди желающих оценить искусство двух мегаполисов за день до начала работы выставки были замечены также телеведущая Светлана Сорокина, интересовавшаяся в основном программой Госфильмофонда, демонстрировавшего в залах советские киноленты сталинских времен; скульптор Зураб Церетели, примкнувший к официальной делегации; глава Альфа-банка Петр Авен, успевший осмотреть выставку до того, как туда попал министр Соколов в окружении телекамер, и пришедшая с заметным опозданием директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова.