Тройка рысаков – примета прежней России.
Николай Сверчков. Ямщик. 1860-е гг.
Тем, кто думает, что у России только два символа – дураки и дороги, не нужно забывать об орловских рысаках. Больше символов – больше дат. В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитого орловского рысака по кличке Крепыш, которого называли лошадью, обогнавшей свое время, а его громкую славу современники приравнивали почему-то только к известности Федора Шаляпина. Серый в яблоках жеребец с лебединой шеей, во младенчестве слывший неуклюжим и носивший прозвище Комар на длинных ногах, поздно начал беговую карьеру, участвовал в 80 забегах и 55 раз выходил победителем. Посмотреть на него съезжались любители скачек со всего мира.
Юбилей чудо-жеребца отмечали круглым столом по проблемам орловской породы. В особняке Российского фонда культуры собрались чиновники, ученые и главы конезаводов.
Сначала вспоминали историю. Граф Алексей Орлов сжег турецкий флот в Чесменской гавани, взял на свою душу грех убийства Петра III, вывел знаменитую породу рысаков, названных в его честь, и организовал первые в России бега. Императрица Екатерина, «довольная ревностию и многотрудной службой» жаловала графу Орлову имение в Воронежской губернии, где и был основан знаменитый Хреновской конезавод. На нем Орлов вместе с коневодом Шишкиным, выполняя социальный заказ, скрещивал верховые породы Аравии и Закавказья с западно-европейскими упряжными.
Так была получена новая уникальная порода транспортной лошади, равной которой по красоте и резвости в мире не было до 70-х гг. XIX в. Русские орловцы выступали в Берлине и Вене, а в 1887 г. орловские рысаки покорили Париж. Граф Орлов был эстетом и большое внимание при селекции уделял конской внешности, или, как говорят специалисты, экстерьеру новой породы. И если тягаться в резвости с орловским рысаком еще кто-то может, то по красоте нет ему равных до сих пор. Современный орловский рысак – гармонично сложенная лошадь с выразительными глазами, с маленькой, но широкой во лбу головой, высоко поставленной лебединой шеей, высокой холкой и длинной прямой спиной. Хороший рысак плавно бежит со скоростью курьерского поезда. Отличается отличной нервной системой, привязан к человеку, потому приобретается как для туризма, так и для всех классических видов конного спорта, хорош в выездках (так называемый лошадиный балет), конкуре и троеборье.
С тех пор как наступил век автомобилей, порода орловских рысаков постоянно находилась под угрозой исчезновения. Рысаки вымирали в войнах и катаклизмах XX в. И советский строй с орловскими рысаками не совмещался. Буржуазные забавы не развивались, ипподромы не финансировались, хотя народ туда ходил, поскольку они оставались единственным легальным игорным местом. В эпоху Хрущева было решено, что лошади – это вчерашний день, и лучшие представители породы были сознательно пущены под нож. В 80-e гг. разведение рысаков начали возрождать. Среди орловцев появилась новая звезда – жеребец Ковбой, показавший лучшее время на дистанции в 1600 м за всю историю существования рысистой породы. Эту дистанцию Ковбой преодолевал за полторы минуты. В кризисные 90-е людям вновь стало не до зрелищ.
Сейчас орловские рысаки и вовсе редки – в России осталось всего 54 жеребца и 800 чистокровных кобыл нарядного и резвого рысака. Только 5 государственных конезаводов занимаются разведением породы. Стоит одна взрослая чистокровная лошадь от 80 до 100 тыс. рублей. С пропагандой символа России тоже дело обстоит вяло, правда, в прошлом году Владимир Путин подарил трех специально испытанных на московском ипподроме орловцев Ким Чен Иру. Корейский лидер остался весьма доволен подарком. С тех пор богатые корейцы периодически приезжают в Россию за орловцами.
Теперь, по словам специалистов, судьба орловца в руках состоятельных частных коневладельцев, а будущее ипподромов связано с вынесением тотализаторов за пределы стадионов. В конюшнях, принадлежащих администрации президента, содержится 5 элитных верховых лошадей, некогда подаренных Путину королем Иордании и пакистанским лидером. В личных владениях Бориса Ельцина, Юрия Лужкова и Никиты Михалкова также содержатся верховые всех пород и мастей, а вот настоящие упряжные орловцы живут только у мэра Перми Аркадия Каменева, да еще, говорят, пару лет назад кто-то подарил орловского рысака Владимиру Жириновскому, правда, беговая карьера и дальнейшая судьба его неизвестны.