Евгению Бунимовичу тоже интересно, что же там внутри.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Десятилетний юбилей театральная премия и фестиваль «Золотая маска» отмечает не только роскошной гастрольной программой и представительным конкурсом, но и выставкой Pro-Театр. До конца февраля здание «Нового Манежа» превращено в театральное закулисье: фанерные выгородки кроят пространство на лабиринты, и в каждом закутке – сюрприз.
Юные балерины «Школы классического танца» Московского хореографического училища каждое утро дают класс у станка, строго глядя в зеркало и не смущаясь зрителей, – только еще больше носок тянут. Тут же, рядом, мастера компании «Гришко» натягивают на колодки свежеизготовленные пуанты. Гримеры с обширным арсеналом париков, кисточек и грима готовы придать вам образ Джульетты, Отелло или кого вы пожелаете.
Чуть поодаль сотрудники шумовой бригады звуковой лаборатории Школы-студии МХАТ дают покрутить ручки устройств с имитацией звуков дождя, барабанящего по крыше, или ветра, завывающего в трубе. За куклами Лиликанского королевского театра позволено подсматривать в круглую дырочку в стене: с ними все время что-то происходит. Костюмы Юбера Живанши, сшитые для «Жизели» Большого театра, не уступая ни дюйма бархата и органзы, спорят с костюмами Игоря Чапурина для «Горя от ума» театрального агентства Олега Меньшикова «814».
Фотопринты в человеческий рост, развешанные по узким «переулкам», можно принять за светский раут живых людей: смеются Егор Дружинин и Анастасия Стоцкая – экс-мюзикл «Чикаго», хихикают и курят полуобнаженные сестры Кутеповы, а за поворотом другие актеры «Мастерской Фоменко» – в кутюрных нарядах, по-гламурному усталые в фотосессии Владимира Фридкеса для «Вог».
Затея главного редактора русского «Вога» Алены Долецкой, генерального директора «Золотой маски» Эдуарда Боякова и театрального художника Александра Боровского – воплотить детскую мечту миллионов попасть за кулисы в виде доступного интерактива, с включением всех пяти чувств, явно удалась. Зритель, как завороженный, бродит, натыкаясь на Карла Лагерфельда в «воговской» фотосерии «Алиса в стране чудес», или на компьютер, в котором Петр Фоменко, Александр Бакши, Евгений Гришковец, Нина Чусова по очереди рассказывают о своих самых заветных мечтах. Чусова, к примеру, сообщает: «Хочу сделать так, чтобы мы все однажды утром проснулись – и не в Москве┘ Если это произойдет, не удивляйтесь, – это значит я всех голографическим способом перенесла в Голливуд». Девушка за другим компьютером демонстрирует преимущества театральной кассы в интернете: особенно удобно, если есть пластиковая карта.
В театральном буфете по поводу открытия выпивали создатели и читатели глянцевых журналов, театральные художники и журналисты. Фанерные стены буфета потихоньку заполнялись высказываниями (маркеры выдавали на месте): «Наконец искусство принадлежит народу!», «Меняю книгу о вкусной и здоровой пище на первую помощь при отравлении». Всем было приятно оказаться причастным к такому образцово-показательному, доброжелательному и демократическому закулисью.