Актер всегда актер.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
-Миша, судя по тому, что вы мне сказали – "в этот раз я в Москву надолго, на десять дней", – снимаетесь много?
═
– Да, сейчас поеду в Питер, к режиссеру Александру Буравскому, который известен широкой публике по "Ледниковому периоду". Сценарий его картины, им и написанный, называется "Ленинград". Про блокаду, про английскую журналистку, которая осталась в блокадном Ленинграде. Половина героев – иностранцы. У меня хорошая роль, из русского круга персонажей.
═
– Начались съемки "Статского советника" по бестселлеру Акунина, вроде вас собирались взять на роль слуги-японца, да раздумали. Что, физиономией не вышли?
═
– Не вышел, нос у меня слишком длинный для японца. Сыграю там другого – гнусного шпика Мыльникова.
═
– Вы читали Акунина?
═
– Читал, конечно. Интересно, но жизнь за это не отдам.
═
– А как вам Лимонов? Вы, я знаю, снялись в первой лимоновской экранизации – название фильма «Русское».
═
– Да, в роли отца главного героя. Лимонов – талантливый писатель, он мне нравится. Политические же его занятия определять не берусь.
═
– И новомодный Пелевин вам, наверное, нравится, раз играете в театре Чапаева в его "Чапаеве и Пустоте"?
═
– Пожалуй, нравится и Пелевин. Хотя есть у меня мысль, что чем человек моложе, тем больше он тяготеет к Достоевскому, чем старше – к Толстому, Чехову (Чехов – это вообще не текст, это космос), а не к вышеперечисленным творцам.
═
– Вы актер разноплановый, классику тоже поиграли – Треплев, Соленый, Чацкий, Карл Девятый, Керенский – дай Бог каждому такого разнообразия ролей. Совсем недавно, в новогодние каникулы, канал "Россия" показал новую комедию "Супертеща для неудачника". Просто русский вариант "Тутси"!
═
– Ну, я не один там отрывался, на пару с Димой Харатьяном. Дима прекрасный партнер. Есть закономерность: чем лучше артист, тем с ним удобней играть. Партнерство и в кино, и в театре – великая вещь. С партнерами мне везло с самого начала – впервые я играл на сцене в 12 лет в "Уходя, оглянись" Володарского ни много ни мало с Анастасией Зуевой.
═
– А не в "Утиной охоте" впервые?..
═
– В "Утиной охоте" позднее и – единожды. Там играл Саша Стриженов, он заболел, и делали срочный ввод со мной. Это осталось очень ярким воспоминанием.
═
– Вы считаете себя везучим? Родиться в такой семье – папа Олег Ефремов, мама Алла Покровская. "Театральная мама" – Галина Волчек. Снимались у Глеба Панфилова, Александра Митты. В «Таежном романе» вы сыграли гениально.
═
– Так все сошлось... Тяжелое было время. Умер отец, и на третий день меня вызвал Александр Наумович Митта на пробы. Может, хотел отвлечь, хотя┘ Сериал – работа скорее ремесленная, он же к ней относится слишком серьезно. Зато и результат каков! Как чувствуется рука мастера на фоне прочих телесериалов! Работать с Александром Наумовичем – роскошь. Он сейчас начинает новый проект, в который позвал меня, чему я страшно рад.
═
– О режиссерской руке мастера. "Игры женщин" – спектакль давний, но, опять же, "Культура" показала его телеверсию в январе. Мало того, что вы работаете там с Екатериной Васильевой, – режиссером там значится Занусси. Он-то откуда взялся в наших театральных пенатах?
═
– Мы с ним познакомились 15 лет назад, когда он пришел к нам в «Современник-2» на спектакль «Тень». Тогда я впервые поехал в Париж, останавливался у него. Через несколько лет пан Кшиштоф предложил Олегу Николаевичу две пьесы для Екатерины Васильевой. Катя же к тому времени ушла из МХАТа, но работать с Занусси согласилась. С этим спектаклем мы колесили по городам и весям. Помню, как-то отыграли 12 спектаклей подряд – Новосибирск, Курган, Новокузнецк, Кемерово, Екатеринбург... Устали страшно, повидали немало: тяжелый труд.
═
– Считается, что антрепризы – явление более низкого порядка, чем репертуарный театр. Нечто для зарабатывания денег.
═
– Любая работа так или иначе есть зарабатывание денег. Вообще надо не анализировать и не комплексовать, а работать. Человек, который много работает в чем бы то ни было, – уже достоин уважения. Россия – театральная страна, репертуарный театр в таком количестве есть только у нас. Американцы взяли от всего мира самое лучшее: от России – систему Станиславского, которую они, правда, называют «метод», но актеры у них учились и учатся у Михаила Чехова через Ли Страсберга...
═
– Телевидение тоже вас, Миша, жалует. Снялись даже в народном сериале "Участок"...
═
– И в последнем советском сериале «Дубровский», и в первом российском – «Королеве Марго». Телевидение – это цифра, адский ящик.
═
– Цифра – в смысле рейтинг?
═
– Цифра – в смысле сущность. Однажды мы со звукорежиссером Софьей Николаевной Кругликовой-Каневской обозначили градацию: есть оцифрованные люди, есть аналоговые, есть силиконовые, есть раритетные... Впрочем, спасибо телевидению за показ в день рождения Высоцкого концерта его песен из Звездного. На сегодняшний день – самая большая моя радость и гордость, этот концерт.
═
– Вы там пели?
═
– И пел, и выполнял функции помрежа. Каждый год в канун рождения Владимира Семеновича вручается премия «Своя колея», организует все это Никита Высоцкий. В этом году это было в Звездном городке. Вы подумайте, 19 штук "звезд" – их надо назвать пофамильно: Виноградов, Горбунов, Ефремов, Александр Ф.Скляр, Краско, Безруков, Стеклов, Домогаров, Куценко, Харатьян, Пореченков, Хабенский, Семчев, Векслер, Певцов, Нилов, Гармаш, Чонишвили, Еременко – все выкроили время, собрались совершенно бескорыстно спеть вживую для космонавтов, хотя могли бы в это время зарабатывать свои деньги. Наглядный пример того, что не деньги главное. Причем ни один не опоздал на репетицию, ни за одним не надо было бегать – «твой выход». Это – поступок, это – критерий, и если такие настоящие вещи происходят – все нормально в датском королевстве. Обидно, что пресса любит писать о знаменитостях в основном гадости. Как будто публике обязательно нужно знать, кто, с кем и сколько раз. Неловко все это.
═
– Как вы думаете, почему столько актеров подались в рестораторы – и ваши сверстники Степан Михалков, Федор Бондарчук, Антон Табаков, и более старшие – Сергей Газаров, Александр Збруев? Не от бескорыстия же?
═
– Насчет Антона Табакова, кулинарные шедевры которого пробовал, точно могу сказать – он великий кулинар. Збруев – это вообще гений по человеческим качествам, это святое. Со Степой и Федей мы учились в одной школе – братские сердца. «Хлестаков» Газарова – славное заведение. А вот Гарику Сукачеву рестораторство не удалось, хотя была прекрасная задумка – «Русский водолаз». Это все, что я знаю про рестораторов. Наверное, каждый подался по своей причине. У меня такой причины не было.
═
– Собираетесь еще после постановки филатовского "Голого короля" в "Современнике" заниматься театральной режиссурой?
═
– Да, собираюсь. Но из суеверия промолчу.
═
– Театр зародился на площади и в храме. Публика до сих пор относится к театральным людям или как к шутам, или как к избранникам. Чего в театре больше – того или другого, как по-вашему?
═
– Такого уровня вопрос – это к Анатолию Васильеву или к Роману Виктюку. Думаю, театр родился вместе с языком. Принялись передразнивать друг друга – и пошел театр. Да, театр – самое древнее и самое эфемерное искусство, он живой, не бывает двух одинаковых спектаклей. А церкви в театре не место. Недаром люди уходят из театра именно в церковь. Как Екатерина Васильева – она права, и она очень мужественный человек, как Иван Охлобыстин. На это надо пойти, решиться. Иван – выбрал, хотя обидно было потерять такого писателя, он замечательный драматург, я ставил две его пьесы, знаю.
═
– Вы, право, какой-то странный представитель актерской братии: обычно взахлеб говорят о себе, вы – хвалите других. Но уж армейские-то годы вас удручали? Знаю, вы служили не в Театре Советской армии, как многие дети из актерских семей.
═
– В Вышнем Волочке служил. В первые десять дней в армии я просто испугался за свою жизнь, за свое сознание и написал такие письма отчаяния всем. Сначала приехал отец, часа на два, потом, дней через десять, мама и Ия Сергеевна Саввина с концертом для офицеров... Ничего, наладилось, и прапорщик у меня оказался терпимый, и правильно, что в моей жизни армия была. Это что – вот Евгений Сидихин и Игорь Бочкин служили в Афганистане. Бочкин горел в танке, провел два года в госпиталях с ранениями и контузиями и после этого поступил в ГИТИС. Вы можете себе представить, что за этим человеком?.. А от него исходит такая волна доброты – я недавно с ним снимался!
═
– Ну надо же, о чем ни спроси – его сносит на дифирамбы окружающим!
═
– Сейчас буду ругать. Много говна в политике. И так будет еще долго, пока мы не переборем нашего азиатского бескультурья. Но для этого нужен Михаил Сергеевич Горбачев, который и сейчас живее всех живых. Он прекрасный человек и единственный в принципе демократ. Он сделал то, что и представить себе невозможно. Единственный раз я в жизни голосовал – за Ельцина, но Ельцин – властолюбец, обалдевший от свободы. Горби – по сути своей свободен, недаром цивилизованный мир так его полюбил. Конечно, всего 160 лет назад закончилось крепостное право, до Америки еще Колумб не доплыл, а мы уже гнулись под Чингисханом, как говорится...
А у Путина и Буша тип сознания одинаковый – властный.
═
– А как вы оцениваете личность Ходорковского?
═
– Вызывает сто пудов уважения. Человек сидит в тюрьме, потому что он так решил – сидеть на родине. Впрочем, вызывает у меня уважение и Березовский, выбравший жизнь на воле в Лондоне. Не забуду его фразу (сказал, когда выбирался из Карачаево-Черкесии, что ли): «Мой христианский долг построить вам мечеть». Нашли тоже дьявола! Да я буду любить Бориса Абрамовича только потому, что дана команда его не любить, и все истово ее выполняют – не любят Березовского. Боюсь, если мы дальше будем говорить на эту тему – я составлю компанию Михаилу Борисовичу на нарах.
═
– Жалеете о своих словах?
═
– Жалею о голодающих детях в Африке. Мне также жалко палестинцев и евреев. И очень жалко – чеченцев. Лучше не сотрясать воздуха на эту тему, потому что выйдет – гадость.
═
– Читали ли в интернете восторженные признания о себе?
═
– Н-нет, побаиваюсь я его. Интернет – это такая проверочка, а все проверочки – это дьявольская вещь.