Когда-то этот автомобиль принадлежал Леониду Брежневу.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)
Те, кто считает, что слабости последнего Ильича ограничивались сильным склерозом и увековеченной в анекдотах проблемой с вербальным выражением мыслей, глубоко заблуждаются. Оказывается, Брежнев очень любил хорошее охотничье оружие, быструю езду и редкие западные автомобили. В личном гараже генсека их было около сотни. В разные годы коллекцию на подмосковной даче вождя пополняли дары американских президентов: Cadillac Eldorado 1972 года, Lincoln Continental 1974, презентованные боннскими лидерами Mercedes Benz разной мощности, трофейные автомобили из побежденной Германии и черный Rolls-Royce Silver Shadow, подаренный Хаммером. А вот редкий японский Nissan Prezident 1973 года попал в гараж генсека по инициативе благодарного резидента КГБ Владимира Пронникова. Подполковник внешней разведки Первого Главного отделения начал свою карьеру в Стране восходящего солнца весьма успешно, завербовав сначала японского журналиста, а потом бывшего заместителя премьер-министра Хирохиде Исиду. Блестящего разведчика поощрили орденом Красного Знамени, а Исида стал получать от КГБ деньги якобы для «парламентской ассоциации японо-советской дружбы». На эти деньги на одном из престижных автосалонов и был приобретен японский «Роллс-Ройс». Сделать такой подарок Брежневу Исиду уговорил Пронников, знавший любовь вождя к хорошим автомобилям разных марок.
После этого представительский седан проамериканского дизайна, выкрашенный в красно-коричневый металлик и специально для Брежнева оснащенный единственным в мире приемником марки Sony со шкалой и настройкой, соответствующей советским параметрам УКВ, был доставлен спецрейсом «Аэрофлота» в Москву. Сначала его повезли на Лубянку, разобрали до винтика, едва не повредив хитрую японскую технику внутри автомобиля. Потом, убедившись, что хромированный красавец, с роскошным салоном серой кожи и аксессуарами красного дерева не Троянский конь, подарили вождю.
«Японец» Брежневу понравился. Он любил разгонять его до 200 км в час и ставил личные рекорды, например, до охотничьего хозяйства в Завидово долетал за 50 минут. За рулем Брежнев всегда сидел сам. Возил Никсона и Киссинджера. Рассказывают, что последний после очередной автомобильной прогулки с Брежневым в Завидово сказал: «Политик никудышный, но водитель – ас».
После кончины вождя легендарный Nissan достался настоятелю Почаевской лавры, тоже знавшему толк в хороших автомобилях, затем – перекочевал в гараж Патриарха Алексия II. Там он приглянулся изобретателю Борису Лахметкину, выполнявшему спецзаказы Московской патриархии. Сейчас Борис Лахметкин озабочен идеей продать автомобиль, для чего и выставляет его на салоне редких автомобилей в Сокольниках. По словам коллекционера, пять лет назад один из западных музеев оценил его в 270 тысяч долларов, но тогда покупка не состоялась. Сейчас Лахметкин продает его за 160, потому как не выдерживает налогового бремени. Правда, в успех этого мероприятия верит мало, говорит, что в России нет рынка редких автомобилей, а этот экземпляр – часть истории, и по большому счету у него нет цены, поэтому скорее всего Nissan Брежнева все-таки уйдет за рубеж.