Все разошлись по барам.
Фото Reuters
Куршевель популярен уже давно, так же как и весь Труа Валле. Из русских туда, конечно, ездят самые богатые. Но мало быть просто богатым – надо входить в тусовку. В ту самую тусовку, которая летом встречается на частных приемах на Рублевке, на вечеринках в закрытых клубах в Москве, Лондоне, Монте-Карло и Ницце. Костяк куршевельской тусовки – те люди, которые уже интегрированы в жизнь мировой элиты. Это олигархи, их топ-менеджеры, даже некоторые чиновники, виднейшие частные предприниматели и иже с ними. Всякие певцы, фотографы, модели.
Про интегрированность в мировую элиту, конечно, громко сказано. Потому что мировая элита – это мировая элита, а русские – вот они, на тех же курортах, в тех же гостиницах, но сами по себе. У нас свои забавы.
Прежде всего – почему Куршевель. Там есть аэродром для посадки частных или арендованных самолетов. Цвет тусовки, естественно, прилетает на своем транспорте. Подобные аэродромы есть еще в Сент-Морице, но там собираются мировые аристократы: семьи Форда, Эсти Лаудер. Там наши не прижились исторически – слишком нарядные и агрессивные.
В Куршевеле во время так называемой русской недели особенно популярны два модных клуба – «Ле Гранж» и «Ле Кав». Там проходят главные вечеринки. В «Ле Гранже» уже много лет основные празднества устраивает партнер Владимира Потанина Михаил Прохоров. Одно приурочено к Рождеству, другое – ко дню рождения Потанина. В «Ле Каве» в этом году особенно гремели вечеринки, которые устраивало русское отделение Перно-Рикара.
На русскую неделю специально из Москвы привозят Дев. Их еще называют «Расписные». Это модели из лучших модельных агентств. В этом году многие мужчины поехали без жен. На самом деле катание на лыжах – это последнее, за чем ездят в Куршевель. То есть многие русские уже, конечно, катаются очень хорошо, ходят на фри-райды, Россия заняла уже заметное место среди экстремальщиков. Но Куршевель – не для этого, хотя условия для катания там действительно хорошие. Очень много пологих синих трасс. По плавным горочкам легко скользить с похмелья. Но кататься можно и в Шамони, и в Канаде, и в Чили, и в Швейцарии. А в Куршевеле надо бузить.
Именно бузить, потому что просто отдохнуть – тоже нельзя. Обстановка напряженная. Все время – как на сцене: сами играют, сами смотрят. Многие патриотичные французы презирают за это русских, они не понимают, зачем литрами, залпом пить их драгоценные коньяки от древних коньячных семей. Драки – необходимое условие знатного отдыха. В этом году тоже не обошлось. 3 января крутую драку затеяли прямо на подъемнике, высоко над землей. Подъемник – вместительный вагончик – в него входит несколько десятков человек. В Куршевеле на русской неделе одни русские, так что и в вагончике были русские. Просто кто-то к кому-то прицепился. Повод там всегда один – кто круче. Ну, как на деревенских дискотеках. Просто бесшабашный агрессивный народ с бодуна. И вот, один схватил другого – через пять минут дрались все. Вагончик раскачивался страшно, из выбитых окон летели палки и лыжи. Так что французские медики всегда хорошо на нас зарабатывают. Больница переполнена, причем не травмированными на лыжных спусках, а пострадавшими в драках. В «Ле Каве» владелец одной из компаний, застроивших пол-Москвы, показал себя в такой драке очень хорошо. Мочиловка была большая. Он всех победил.
Пьют здесь с утра до ночи. Французские официанты, если видят трезвого русского, говорящего по-английски, всегда извиняются за то, что обманули в счете. Вообще для русских все дороже. Обычно с 3 по 10 января европейцы уже разъезжаются с горнолыжных курортов, и, например, в Шамони, как и везде, отели дешевеют, но в Куршевеле все дорожает. И начинается – с самого утра все пьют, сорят деньгами, покупают супердорогие украшения, вина – только по тысяче и больше долларов, причем выпивают все запасы, играют в футбол...
Идешь по улице – все на тебя смотрят, всё пафосно. Парад нарядов. Так никто в мире не одевается – как скоморохи. Все женщины на шпильках и в Картье. Дубленки – от Готье и Кензо, горнолыжные костюмы – от Богнер и Шанель. Хотя там не только олигархи. Ксюша Собчак, Абрамович, Мамут – это одно. Съезжаются и те, кто зарабатывает тысяч триста в год и даже меньше. В общем, для Куршевеля мало. Много талантливых менеджеров, приехавших в свое время из провинции, окончивших мехмат МГУ или МГИМО, есть те, кто до сих пор не может купить квартиру в Москве, они вынуждены снимать жилье, потому что все деньги уходят на наряды, машины, кокаин, барышень и такие поездки. Таких новых русских здесь очень много. За душой – ничего. Так они и живут – получил в месяц 15 тысяч долларов, полетел на Фиджи, потратил, снова работаешь. Снова получил – покатался на лыжах. Отдыхать и наряжаться – очень модно.
Еще в Куршевеле много плохо говорящих по-русски грузин и армян с огромными семьями. Трудно определить, кто эти люди. Тусовка разношерстная, эти группы очень друг к другу недружелюбны. Если у тебя с собой на неделю десятка – ты никто. Погулять не сможешь.
Вот еще явление – богатые зажигательные бизнесменши. Бегают за чужими мужьями. Пьют наравне с мужиками. В этом году одна такая дама в Куршевеле была самым известным вратарем. Никто, кроме нее, спьяну на воротах стоять так долго не мог. А она стояла часами. Отвлеклась только два раза – ее укачивало наблюдение за мячом, и тогда она на время прерывала игру. Теперь там еще проводят разные спортивные соревнования. На кубок президента, например.
Французы нас не любят. Хоть денег русские тратят – море. Они считают нормальным нас обсчитать – мы же деньги все равно не считаем. В ресторане можно увидеть, как группа товарищей пьяных – а пьяные все и всегда – сначала кидает на поднос со счетом золотые кредитки, потом с диким ржанием пачки денег. Популярен напиток Кир-Рояль – водка с шампанским. А на десерт – Колонель. Мороженое в водке.
Еще русские любят скупать черную икру килограммами. Хотя в России она в десятки раз дешевле. Там – от 7 тысяч евро за килограмм. Многие в ресторанах любят петь во всю глотку русские патриотические песни, часто пьют за президента, бьют посуду – короче, дебоши в стиле Каретного Ряда начала века. Или угар нэпа. Ну и это, филиал Рублевки, конечно. Если люди из разных тусовок и знакомятся – то часто на почве соседства на Рублевке.
Модно быть простым. И говорить просто, с матерком. Хотя надо признать, многие говорят по-английски. Есть и наши люди, устроившиеся за бугром – в Швейцарии, в Ницце, – они тоже приезжают навестить соотечественников, себя показать. Зоопарк. Каждой твари по паре. Ну, а то, что там номера только по 7 тысяч долларов в день – неправда. Можно поселиться и за 200 евро в день. Только кому ты такой будешь нужен? Мы платили 900 евро в день. Плюс скромно питались – на еду уходило 700 евро в день на двоих. Плюс подъемник – 800 евро в неделю. Инструктор – 200 евро в час.
Официантов здесь зовут Э-Кузьма. Самое смешное – они откликаются. Потому что это исковерканное «эксюзе муа».