Славная Елочка – Маргарита Эскина.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
В понедельник тетральную публику поставили перед выбором: в чеховском МХАТе вручали "чаек", а в Центральном доме актера имени Яблочкиной началась другая церемония - юбилей Маргариты Эскиной, директора ЦДА.
Когда-то именно в Доме актера придумали жанр "антиюбилея", для которого характерно все то же самое, что для обычных подобных торжеств, только во много раз веселее. В таком примерно жанре чествовали Эскину. Вероятно, так именно проходили лучшие домактеровские вечера в прежние годы - к которым готовились, как к спектаклям, и играли, как самую ответственную премьеру. Без преувеличения, этот вечер был лучшим и в своем - юбилейном - жанре, но также готов поспорить за звание лучшего театрального события нынешнего сезона. Было весело, было грустно. Все было, как и положено на таких мероприятиях, с одним существенным отличием: вокруг Елочки - Эскиной хороводы в этот вечер водили все наши звезды.
Дедом Морозом нарядили Александра Ширвиндта, Снегурочкой - Михаила Державина, животных представлял главный натуралист российского телевидения Павел Любимцев, которому не стоило труда убедить публику в том, что зимний лес не так уж необитаем. На сцене выстроился целый зверинец: Мишка - Олег Табаков, Волчище - Владимир Этуш, Зайчик - Людмила Максакова, Лягушечка - Спартак Мишулин, Обезьянка - Евдокия Германова и Белочка - Любовь Полищук. Все - в соответствующих детских головных уборах, с хвостиками и, вероятно, уже по желанию, - в шортиках. "В Москве родилась девочка, в Москве она росла, не то чтоб очень стройная, но милая была..." - пел нестройный хор, вызывая в зале гомерический хохот.
Перечислять то веселое, что было, - наверное, занятие безнадежное, поскольку не все шутки сохранят свое обаяние в пересказе. Остается поверить на слово: был очень смешной кинокапустник, в котором Михаил Жигалкин с друзьями смонтировали любительские кадры из коллекции программы "Сам себе режиссер" с любительской же съемкой Маргариты Александровны. Был замечательный выход грузинских товарищей во главе с Гурандой Габуния и Кахи Кавсадзе, которые пели акапелльные грузинские песни, а сразу за ними, настоящими, вышли "грузины" театральные, из Театра имени Вахтангова - Юлико Рутбергидзе, Лено Сотникашвили, Марико Есипидзе и Машо Аронян, разумеется, мгновенно узнанные публикой. Спели "читу-гриту-читу-маргариту".
Вообще беспредметные пародии в этот вечер "не проходили". Наверное, каждый номер в отдельности готовился каждым самостоятельно. Но, когда все сложилось в одно, стало видно, с каким удовольствием все вместе возрождали жанр политической сатиры, с удовольствием подкалывали и честили министра культуры за посягательство на святая святых - Дом актера: сначала Табаков представился скромно: "Хоть не Михал Ефимович, но тоже ничего...", потом хор спел о том, что "ты не прав, Мишка", да и дальше веселье не раз развивалось в том же направлении. Возможность поупражняться в шутках, адресованных власти, в шутках, так сказать, "по делу", кое-кому позволила обрести и почувствовать былую форму.
Конечно, лучше других это удалось Михаилу Жванецкому.
Жванецкому нынешнее председательство в жюри премии "Триумф", которую, как известно, финансирует политэмигрант, кажется, добавило смелости. После непродолжительного периода слиянности и мирного сосуществования с властью он снова бросается в бой. Как сам он когда-то шутил: или жизнь изменится до неузнаваемости, или мои произведения будут бессмертными. Кажется, искусство снова выходит победителем. И Жванецкий с ним заодно (что ж, когда вслух было принято говорить только на кухнях, вечера в Доме актера, уверяют старожилы, были лучше).