Андрей Вознесенский: Ну что, похож?
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Встретились как-то Эдуард Лимонов, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина и Фазиль Искандер. Или не так - Борис Мессерер, Александр Гельман, Зураб Церетели, Лев Новоженов и Чингиз Айтматов, а еще приезжают к ним Асламбек Аслаханов, Александр Гафин и Андрей Битов. И говорят... Такое бывает только в анекдотах, да еще, пожалуй, на фотовыставках, но, конечно, не на всех.
Самая короткая выставка просуществовала два часа, она была заявлена, как блицартпроект. Называлась "Для друзей и врагов" и проходила в Фотоцентре на Гоголевском бульваре. Те кто не был, много потеряли. Ну где еще увидишь, например, Эдварда Радзинского образца 70-х, в пикантном купальном костюме, стоящего на голове. Под головой у мастера слова колючая прибрежная галька, а ниже меткая эпиграмма, принадлежащая автору снимка.
Самого автора разглядеть поначалу было сложно. Основатель и бессменный руководитель Международного союза фотохудожников Вадим Крохин, два десятка лет проработавший фотокором "Литературки", встречал "друзей и врагов" у порога и принимал поздравления с юбилеем. Собственно, к нему и была приурочена выставка. Задуман этот проект был женой Крохина Полиной Вильховской, чьи дебютные работы тоже украшали стены Фотоцентра. Как пояснила "НГ" Полина, другое название для выставки было выдумать сложно. Герои портретов - все друзья Крохина, все спутники разных отрезков жизненного пути, а вот между собой большинство из них в отношениях неоднозначных, так сложилось исторически. Кого-то в свое время объединяли разные формы общественных организаций, других они же и разводили. В общем, по галерее легко можно было бы отдельно изучать историю Союза писателей, просто Союза и собственно писателей.
Впрочем, не только их. На себя могли полюбоваться и деятели искусства, и политики, и бизнесмены.
У Андрея Битова по этому поводу родился экспромт. "Между Гафиным и Беллой виден Битов оробелый, - продекламировал гость, когда ему предоставили слово. - Главный талант здесь - талант доброжелательства. Собирать и друзей, и врагов, да так, чтоб никто не обижался, надо уметь".
Черно-белые портреты были развешены на серых стенах, прикреплены аккуратно за уголки прищепками к бельевым веревкам. Как сказал щедрый на комплименты дамам Асламбек Аслаханов, такая идея могла прийти в голову только женщине.
По замыслу организаторов, герои портретов, уходя, должны были забирать фото на память. Первой, весьма довольная собственным изображением, портрет со стены сняла редактор журнала "Вог" Алена Долецкая, потом и остальные, особо спешившие гости, последовали ее примеру. Другие, продолжая наслаждаться атмосферой доброжелательства, угощались пиццей и заучивали самые удачные эпиграммы.